Должны ли дети родителям? Как помочь школьнику Отношение к школе

Наши дети скоро пойдут в школу. Их ждет знакомство с новой учительницей, с новыми друзьями. Часто у родителей возникает вопрос, что же должен знать и уметь ребенок к началу школьного обучения и что такое психологическая готовность к школе.

Психологическая готовность к школе - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки. Готовность ребёнка к школе определяется совокупностью его физиологической , педагогической и психологической подготовки .

Портрет первоклассника не готового к обучению в школе

    Импульсивность, бесконтрольное поведение (преобладание «хочу» над «можно»)

    Чрезмерная игривость, непоседливость.

    Трудности общения с незнакомыми взрослыми (нежелание контактировать или наоборот, непонимание своего статуса)

    Неумение общаться со сверстниками

    Неспособность следовать инструкции (ребенок быстро отвлекается, не понимает, с чего начать и что делать дальше)

    Низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделять сходство, различие

    Плохое развитие мелкой моторики рук (не любит рисовать, не умеет работать с мелкими деталями)

    Нарушение темпа деятельности (очень медленно двигается, говорит, ест и т.д.), пассивность

    Недостаточное развитие произвольной памяти

    Задержка речевого развития

« Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»

Л.А. Венгер

Физиологическая готовность к школе

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

Педагогическая готовность

Когда говорят о готовности к школе, обычно подразумевают, что ребенок должен уметь читать, пересказывать (у него должна быть развита речь), писать (у него должна быть развита мелкая моторика), считать (владеть навыками счета)– это и есть педагогическая готовность.

Психологическая готовность

    личностную готовность

    интеллектуальную готовность

    мотивационную готовность

Личностная готовность

    умение строить отношения с учителем (умение регулировать свои действия и свое поведение, умение воспринимать учебную задачу)

    умение общаться со сверстниками (принимать точку зрения другого, умение взглянуть на себя со стороны, выслушивать одноклассников, адекватно реагировать на неудачу других). Общение с другими детьми важно для формирования способности к децентрации – умения встать на точку зрения другого, принимать ту или иную задачу как общую, взглянуть на себя или свою деятельность со стороны.

    отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки). Но у некоторых дошкольников наблюдается неустойчивая самооценка. Это говорит о том, что дети испытывают дефицит внимания, любви, поддержки, эмоциональной защищенности со стороны взрослых. Низкая самооценка, сформированная на протяжении дошкольного детства, может стать причиной неуспеваемости в школе. Она порождает страх неудачи, а в своем крайнем проявлении – отказ от деятельности. Родители, чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.

Интеллектуальная готовность

    дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона

    концентрация внимания

    аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями

    логическое запоминание

    сенсомоторная координация

    умение воспроизводить образец

    развитие мелкой моторики рук

Мотивационная готовность

У ребёнка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Т.е. у него должна быть сформирована мотивация учения – интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому. Также, на рубеже 6 лет формируется внутренняя позиция школьника – эмоционально-благополучное отношение к школе, минимальное стремление к игровым и развлекательным (дошкольным) элементам деятельности, ребенок осознает необходимость учения, понимает ее важность и социальную значимость. Но помните, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Многие родители понимают, насколько важно у ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе.

Что должен знать и уметь ребенок

к началу школьного обучения

1. Уметь назвать себя (полное имя, отчество, фамилия). Уметь полностью назвать маму, папу, бабушку.

2. Знать времена года, количество и названия месяцев в году, дней в неделе. Знать, какое сейчас время года, какой сейчас месяц, какой сегодня день. Уметь ответить на вопросы типа «Когда птицы улетают на юг?», «Когда холодно и идет снег?», «В какой день люди отдыхают и не ходят на работу?», «В какое время года листья желтеют и опадают?» и т. д.

4. Быть в состоянии написать (или скопировать) простую фразу. Например: «Он ел суп», «Миша мыл окно».

5. Прямой и обратный счет в пределах двадцати (1,2,..., 20; 20, 19, ..., 1).

7. Владеть навыком обобщения по признаку: из предложенных картинок ребенок должен уметь выбрать те, которые что-то объединяет. Например, если предложены картинки с трамваем, колесом, яблоком, кошкой и автобусом, то ребенок должен отложить в сторону трамвай и автобус и сказать, что это - транспорт, или средства передвижения, или «на них ездят люди». Если предложен ряд слов: «туфли, сапоги, тапочки», то ребенок должен подобрать слово, которое относится к ним ко всем. В данном случае это слово «обувь».

8. Владеть навыком исключения из ряда. Предложен ряд слов: «сыр, масло, пластилин, колбаса». Ребенок должен не только исключить «лишнее» слово «пластилин», но и (главное!) объяснить, почему лишним является именно оно. «Пластилин лишний потому, что из него лепят. Он несъедобный. А все остальное - это еда. Ее едят».

9. Находить сходство и различия между предметами:

Что общего между морковкой и картошкой?

Они оба овощи, их едят, из них варят суп, они растут в земле, у них есть кожура и т. д.;

А чем они отличаются друг от друга?

Отличаются формой. Морковка такая треугольная, а картошка круглая или овальная. А еще отличаются цветом. Морковка оранжевая, а картошка коричневая.

10. Уметь составить рассказ по картинке или по серии картинок. В некоторых школах детям предлагают сначала расположить картинки в нужном порядке, а потом рассказать по ним историю. Рассказ должен быть связным, иметь начало и конец. Очень поощряется хотя бы упоминание об эмоциональном состоянии героев («На этой картинке девочка грустная, потому что у нее улетел шарик», «Мальчик очень обиделся», «Дети обрадовались, что им построили горку» и т. д.).

11. Знать основные геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник) и видеть их сочетания (на этой картинке два треугольника и один квадрат). Уметь их нарисовать.

12. Запомнить 5-7 из 10 четко названных простых слов.

13. Запомнить и назвать не менее шести из 12 картинок, одновременно продемонстрированных ребенку в течение 30 секунд.

14. Уметь рассказать наизусть небольшое стихотворение.

15. Уметь отвечать на вопросы типа «Что бывает раньше - обед или ужин? Весна или лето?», «Кто больше - корова или коза? Птица или пчела?», «У коровы детеныш - теленок. А у лошади?».

16. Знать 10-12 основных цветов.

17. Уметь нарисовать фигуру человека со всеми основными частями тела (включая шею, пальцы и т. д.).

Советы родителям будущих первоклассников

Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для вашего ребенка, поэтому попробуйте учесть все факторы, которые могут осложнить его обучение.

    Познакомьте ребенка с его учителем еще до официального начала занятий.

    Посетите несколько раз его будущую классную комнату, дайте ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть, чтобы обстановка не казалась ребенку незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору.

    Не запугивайте ребенка школой! Это особенно вредно по отношению к детям робким, неуверенным в себе. Чтобы ребенок хотел идти в школу, в его голове должен сложиться позитивный, теплый образ. Расскажите ему про ваше школьное детство, вспомните несколько веселых историй. Покажите школьные фото и расскажите о вашей школьной жизни и одноклассниках. Рассказывайте как можно больше и конкретнее о школьных обычаях и правилах. Поиграйте в школу (вы - учитель, ребенок и мягкие игрушки - ученики). В игре задействуйте школьную атрибутику: портфель, тетради, ручки, прописи, дневник.

    Хвалите своего ребенка. Похвала может принести ребенку пользу, увеличить его уверенность в своих силах, сформировать адекватную самооценку (высказывайте одобрение не только на словах, но и интонацией, мимикой, жестами, прикосновениями). Оценивайте не личность ребенка, а его действия. Если задание выполнено плохо, скажите: «К сожалению, ты сегодня не слишком старался. Видишь, как неаккуратно получилось». Ребенок, которого часто ругают или даже бьют за «плохо» сделанную работу, начинает бояться браться за любое задание, потому что заранее страшится наказания. Он будет бояться открыть на уроке рот и предпочтет либо молчать, либо сказать «не знаю», лишь бы не ставить себя под угрозу.

    Организуйте ребенку свой личный рабочий уголок

    Подарите ему две вещи: будильник и календарь, чтобы он научился правильно планировать свое время.

    Просите ребенка пересказать вам фильм, книгу, что интересного было за день (для развития памяти, речи).

    Пусть больше лепит, играет в конструктор, мозаику (для развития мелкой моторики).

    Создайте условия для соблюдения режима дня.

    Давайте больше самостоятельности (для профилактики неуверенности).

    Занятия проводите в игровой и ненасильственной форме.

    Уделяйте время на развитие памяти, внимания (Это основные процессы, на которых строится обучение).

    Если ребенок допустил ошибку, попросите его найти ее самому (это первая форма самоконтроля).

    Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о его положительных и негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать внимание ребенка на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности завести новых друзей.

    Скажите ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней – абсолютно нормально, и что это испытывают все дети без исключения. Успокойте его, что при возникновении возможных проблем вы поможете ему их разрешить.

    Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком.

    Если возникнут проблемы с адаптацией к новым условиям, то обратитесь к психологу.

    Если ребенок не усваивает материал, не может найти контакт со сверстниками, появились истерики, тогда необходимо обратиться к неврологу.

    Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех ваших надежд. Ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям.
    Помните: ему очень необходима ваша вера в него, умная помощь и поддержка.

    Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной.

    Если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду.

    Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк и т. д.

    Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь.

    Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, что не пустите его гулять и т. п. Будьте терпеливы.

    Обратите внимание, знает и использует ли ваш ребенок «волшебные» слова: здравствуйте, до свидания, извините, спасибо и т. п. .Если нет, то, возможно, этих слов нет в вашем лексиконе. Лучше всего не отдавать ребенку команды: принеси то, сделай это, убери на место, - а превратить их в вежливые просьбы. Известно, что дети копируют поведение, манеру говорить своих родителей. Если вы используете при ребенке ненормативную лексику, если вы грубы друг с другом, то не удивляйтесь, если учителя будут жаловаться, что ваш ребенок в школе материться, дерется, задирается на других детей.

    Самое главное для первоклашки – не умения и навыки, а уверенность в своих силах и в родительской поддержке, что бы ни происходило в школе. Если вы сами чувствуете беспокойство и волнение, наверняка они передадутся и вашему ребенку.

Несколько советов психолога Джерома Брунера

* Будите ребенка спокойно, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос.

* Не торопите. Умение рассчитывать время – обязанность родителей, а не ребенка-первоклассника.

* Не отправляете ребенка в школу без завтрака, до школьного завтрака ему придется много поработать.

* Перед уходом пожелайте ребенку удачи. Избегайте предупреждений «Смотри, не балуйся», «Что бы сегодня не было плохих отметок»

* Встречайте ребенка из школы спокойно, дайте ему расслабиться после тяжелого дня. Не спрашивайте сразу «Что ты сегодня получил?»

* Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится и расскажет сам.

* Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребенка. Выслушайте обе стороны и не торопитесь с выводами.

* После школы обязательно дайте ребенку отдохнуть 2-3 часа, а лучше поспать. Лучшее время приготовления уроков с 15 до 17 часов.

* Не заставляйте делать уроки в один присест, после 20 минут занятий 10-15 минут «переменки», лучше, если они будут подвижными.

* Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность ребенку работать самостоятельно, но если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. (Спокойный тон, поддержка, похвала необходимы)

* Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели трудности учебы.

* Очень полезны получасовые прогулке перед сном. Ложиться спать нужно не позднее 21 часа.

* Старайтесь перед сном не вспоминать никаких неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п. Лучше расскажите сказку.

* Завтра новый день, и вы должны сделать все, чтобы ребенок был спокойным, добрым, радостным!

    Л. А. Венгер, А.Л. Венгер «Готов ли Ваш ребенок к школе». М.,1994г.

    Тесты «Готов ли Ваш ребенок к школе. (Мышление. Моторика. Окружающий мир)

    Я начинаю учиться. Выпуск 1,2,3

    О.И. Тушканова «Подготовка к школе» Волгоград, 1993г.

    Серия книг «Для талантливых детей и заботливых родителей»

    М.М. Безруких и др. «Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться». М. 1994 г.

С книгой "Готов ли ваш ребенок к школе? " Л. А. Венгер, А. Л. Венгер можно ознакомиться на следующей странице .

Аннотация к книге:

Ваш ребенок читает, считает и пишет. Но психологи почему-то говорят, что его рано отдавать в школу. Что же должен уметь ребенок, чтобы считать его подготовленным к школе? И могут ли родители сами его подготовить? Какие методы применяют психологи для выявления уровня интеллекта ребенка? И какие существуют способы для коррекции тех или иных задержек развития?

Ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с психологической подготовкой ребенка к школе, вы найдете в этой книге.

Разница между дошкольником и школьником - не внешняя, а внутренняя, психологическая. И определяется она тем, как ребенок относится к другим людям - взрослым, сверстникам, к заданиям, которые он выполняет, и тем, насколько развиты у него психические качества, необходимые для систематического усвоения знаний .

Прежде всего это касается соотношения между дошкольными и школьными видами деятельности, то есть между игрой (а также продуктивными видами деятельности) и учением . Соотношение это очень не простое.

Основной вид детской игры - совместная сюжетно-ролевая игра - основан на добровольном объединении детей, на свободном полете их фантазии, он не терпит регламентации со стороны взрослых. Учение в его школьной форме - обязательная деятельность, требующая последовательных рассуждений в рамках заданных правил и строгого руководства взрослого.

Не менее важно для подготовки детей к систематическому обучению и то, что сюжетно-ролевая игра развивает умение общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои замыслы, обмениваться мнениями и намерениями. Дети постепенно приобретают способность рассуждать, обосновывать свое мнение, считаться с мнением другого. И это - не только овладение навыками общения, которые сами по себе очень нужны для вхождения ребенка в классный коллектив, но и формирование важной стороны мышления: способность рассуждать, обдумывать какой-либо вопрос, задачу рождается из обсуждения их с другими людьми, которое показывает ребенку, что по каждому вопросу могут быть разные мнения, побуждает его понимать и учитывать возможную точку зрения другого. Многие психологи утверждают, что рассуждение - это спор с самим собой.

Сюжетно-ролевая игра необходима ребенку на всем протяжении седьмого года жизни, в каких бы условиях он ни воспитывался. Она продолжает существовать и развиваться наряду с учением, исподволь подготавливая коренной сдвиг в отношении ребенка к окружающим и к самому себе, стремление заниматься серьезной деятельностью .

Часть I. От пяти до семи

Марцинковская Т. Д. Психологическая готовность к школе. Что это такое? 4 Хочет ли ребенок в школу? 5

Умеет ли ребенок слушать? 9

Слышит ли рука глаз? 10

Венгер Л. А. Как дошкольник становится школьником? 11

Как «измерить» готовность к школе 27

После проверки 43 Сделай сам 55

Больше, меньше, поровну 62

Марцинковская Т. Д. Ох уж этот телевизор! 71

Ваш друг компьютер 74

Вреден ли компьютер нашим детям? 74

Компьютер, верни Сашу! 75

«Уход», но почему? 76

Этот сказочный компьютерный мир 78

Компьютер в роли учителя 78

Компьютер-тренер 80

А может, он все-таки волшебная палочка? 81

Компьютер и готовность к школе 82

Виды компьютерных игр 84

Компьютер - это и ваше будущее 87

Последние советы 88

Часть II. Венгер А. Л. «Трудные» дети

Неблагоприятные варианты развития 93

Родители просят совета 105

История о мальчике, который не умел говорить 106

Почему Мишу не отдали в школу 115

Илья и точные науки 124

Лена и Ленины родители 144

Марина 156

Первая встреча 157

Начало занятий 165

Достижения и неудачи 173

Послесловие 188

Аннотация к книге "Готов ли ваш ребенок к школе?. Книга тестов для детей 6-7 лет": Книга представляет собой сборник тестов, которые часто используются при тестировании детей перед поступлением в школу. С помощью этих тестов родители смогут проверить, готов ли их ребенок овладению письмом, хорошо ли он читает, достаточно ли развиты у него математические представления, память, внимание, мышление, речь и воображение. Книга также поможет родителям определить объем знаний ребенка об окружающем мире и широту общей эрудиции дошкольника.

Аннотация к книге “Как подготовить ребенка к школе” Чивикова Н. Ю.: Книга адресована родителям и педагогам подготовительных групп и классов, дошкольных отделений УВК, а также учителям начальной школы. В книге содержаться разнообразные задания и игры, направленные на развитие ребенка, на психологическую подготовку его к школе. В ней рассказывается, как сформировать интерес ребенка к учебе, адаптировать его к школьным условиям, как построить режим дня будущего первоклассника. Игровые задания помогут вам без особого труда научить ребенка быть внимательным, самостоятельным, правильно держать в руках кисточку или карандаш; скоординировать действия глаз и руки, развить речь и мышление ребенка.

Книга "Психологическая готовность к школе" Гуткина Н.И. - результат многолетнего исследования проблемы психологической готовности детей к школьному обучению. Автором разработана целостная концепция исследуемого явления, на основе которой создана оригинальная диагностико-развивающая программа. В книге подробно излагается методика развития познавательного интереса у детей, а также учебной мотивации и произвольного поведения в учении. Подробно раскрывается, что такое группа развития и как правильно ее вести. В приложении даны игры на развитие мышления, внимания, памяти, моторики и др., применяющиеся в группе развития.

…Бытьготовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться...

Л. А. Венгер, детский психолог

Сегодня многие школы требуют, чтобы будущие первоклассники умели писать, читать и считать, обладали хорошей эрудицией и способностью красиво излагать свои мысли. Говоря о подготовке ребенка к школе, родители, прежде всего, подразумевают его интеллектуальное развитие, при этом психологический аспект часто отходит на второй план.

Тем не менее, если ребенок не понимает, как нужно вести себя на уроке, не может найти общий язык с соседом по парте или не воспринимает всерьез слова учителя - вряд ли он сможет похвастаться школьными успехами.

Начало учебы в школе - это стресс для любого ребенка: незнакомая обстановка, новые лица, новые правила. В чем же заключается психологическая подготовка к началу нового этапа в жизни?

Что такое психологическая готовность к школе?

Психологи выделяют три составляющие психологической готовности к школе -интеллектуальную,

личностную и социальную.

Как психологически подготовить ребенка к школе?

Что же могут сделать родители будущего первоклассника, чтобы облегчить его адаптацию к школе?

Самая большая ошибка, которую совершают родители - это запугивание детей строгими порядками в школе: «Если бы ты в школе так выполнил это задание - тебе бы учитель поставил двойку», «Вот пойдешь в школу - играть будет некогда» и т.п.

Важно настроить своего ребенка на позитивное отношение к школе. Объясните ему, что там можно узнать много интересного, встретить новых друзей, найти себе увлекательные хобби, посещая внеклассные занятия и кружки. Расскажите ему о своих школьных годах - любимых предметах, учителях, забавных случаях, поездках с классом.

Развивая тему «Школьные годы чудесны», не забудьте упомянуть, что в школе могут возникнуть и определенные сложности. Ребенок, представляющий себе учебу только в радужных тонах, будет сильно разочарован, столкнувшись с первым замечанием учителя или плохой оценкой.

Психологи также предлагают поиграть с ребенком в школу - предоставить ему возможность почувствовать себя в роли ученика или учителя, смоделировать ситуацию урока.

Идеальный способ психологической подготовки к школе - посещение курсов для будущих первоклассников. Помимо того, что ребенок получит там необходимые знания, он сможет познакомиться со школьной обстановкой, с некоторыми учителями.

Если при школе нет подготовительного отделения - можно прийти с ребенком в день открытых дверей - походить по коридорам, посмотреть расположение классов, физкультурного и музыкального залов, погулять по школьному двору.

Постарайтесь заранее познакомить ребенка с его будущим учителем и одноклассниками. Расскажите о школьном распорядке дня - расписании уроков, переменах, дисциплине.

Создайте соответствующую атмосферу в доме. Дайте понять ребенку, что его новый статус школьника важен для всей семьи.

Позвольте ребенку принять участие в обустройстве учебного места в своей комнате, выбрать себе комфортную одежду для школы, портфель и канцелярские принадлежности.

5. Гаранина 0.А. Праздник первого звонка //Педсовет. - 1999,№ 7.

6. Дощицина З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации. - М., 1994.

7. Игры и упражнения в обучении шестилеток: Пособие для учителя / Под ред. Н.В. Седик. Минск: Народная света, 1985. -136 с.

8. Каруле А.Я. Обучение шестилетних детей в школе. - М., 1984.

9. Ковалева Е., Синицина Е. Готовим ребенка к школе. М.: Лист-Нью, 2000. 336 с.

10. Коломинский Я.Л.и др. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1988.

11. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М.: Знание, 1987.80с.

12. Мухина B.C. Шестилетний ребёнок в школе. - М., 1986.

13. Начальная школа. Примерные программы начального общего образования, Просвещение,2003

14. Непомнящая Н.И. Психологический анализ обучения детей 3-7 лет. - М., 1983.

15. Непомнящая Н.И. Становление личности ребёнка 6-7 лет. - М., 1992.

16. Обухова Л.Ф. Детская психология теории, факты, проблемы. -М., 1995. Обучение и воспитание детей с шестилетнего возраста в школе.- М., 1990.

17. Основные показатели готовности детей шестилетнего возраста к школьному обучению / Под ред. Л. А. Венгера, Г.Г. Кравцова. Киев: Радянська школа, 1989. 39 с.

18. Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе.- Минск, 1982.

19. Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе. Минск: Вышэйшая школа, 1975. 206 с.

20. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1996.

21. Тархова Л.А. Мы школьниками стали //Педсовет. - 1998. - № 7.

22. УльенковаУ.В. Шестилетние дети с задержкой развития. - М., 1990.

23. Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы. СПб.: фирма «Стройлеспечать», 1996. 64 с.

Приложение 1

Игры на переменах

Снежный ком. Участники берутся за руки, образуя круг. Начинает игру первый игрок, называя свое имя. Второй участник по кругу повторяет имя первого участника и говорит свое. Третий участник повторяет имена первых двух и называет свое имя. И так игра длится до тех пор, пока последний человек не назовет все имена, включая свое.

Бинго. Участники образуют два круга (один в другом), с равным количеством человек. Круги вращаются в разные стороны, обращенные лицом друг к другу, под слова:

Мой лохматый серый песик

У окна сидит.

Мой лохматый серый песик

На меня глядит.

Б-И-Н-Г-О (1 раз)

Да, Бинго звать его.

Слова «Б-И-Н-Г-О» произносятся раздельно по буквам, причем на каждую букву стоящие во внешнем круге ударяют в ладоши стоящих во внутреннем (на каждую буку - ладоши нового человека). Последняя буква О» говорится протяжно (удивленно-радостно), а последние слова («да, Бинго звать его») пара произносит вместе, держась за руки. После чего участники представляются друг другу по именам. Так продолжается до тех пор, пока все не перезнакомятся.

Дрозд. Участники образуют два круга - внутренний и внешний, равные по численности. Игроки внутреннего круга разворачиваются спиной в центр, образуются пары. Далее вместе с ведущим произносят:

«Я дрозд, ты дрозд,

у меня нос и у тебя нос,

у меня щечки алые и у тебя щечки алые.

у тебя губки красные, у меня губки красные.

Мы с тобой два друга.

Любим мы друг друга».

При этом пары выполняют движения: открытой ладонью показывают на себя, на соседа, прикасаются кончиками пальцев к своему носу и к носу соседа, к щечкам, обнимаются или пожимают руку, называя свои имена. Затем внешний круг делает шаг вправо, и образуются новые пары, игра продолжается.

«Мы составили все круг,

повернемся разом вдруг.

«скок, скок, скок» (говорит один по договоренности),

Водящий открывает глаза и должен угадать, кто сказал. Если угадал, то меняется местами с игроком.

«Лавата». Участники игры становятся в хоровод и поют:

«Дружно танцуем мы!

Тра-та-та, тра-та-та!

Танец веселый наш –

Это лавата».

Ребята останавливаются, а ведущий спрашивает: «Ручки были?», ребята отвечают – «были!». Ведущий: «Локотки были?», в ответ: «Не были!».Все вместе: «Мои локти хороши, а у соседа лучше!» Все берутся за названную часть тела своего соседа и идут дальше по кругу, исполняя песню. Ведущий может называть, что угодно – нос, ухо, коленки, пятки, плечи…

«Вперед четыре шага…»

Участники становятся в круг, берутся за руки и поют, следуя названным движениям:

Вперед четыре шага,

Назад четыре шага,

Ножками потопаем,

Ручками похлопаем,

Глазками помигаем,

Вокруг себя попрыгаем.

С каждым повтором темп ускоряется.

Приложение 2

Физминутки

Физминутки на уроке помогут первоклассникам отдохнуть, снять усталость и напряжение. Физминутки уменьшают влияние статистической нагрузки на мышцы туловища и кисти, повышают положительные эмоции.

Физминутку можно выполнять под музыку.

Проведение физминутки не должно сказаться на ходе урока.

«Ёжики». Все слова здесь сопровождаются близкими по смыслу движениями:

Два притопа, два прихлопа,

Ёжики, ежики!

Наточили, наточили

Ножницы, ножницы.

Прибежали, прибежали,

Зайчики, зайчики!

Ну-ка дружно, ну-ка вместе:

(по очереди) «Девочки!», «Мальчики!»

Гусак. Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке,

Повернулся влево, вправо,

Приседанья сделал справно.

Клювиком почистил пух,

И скорей за парту – плюх!

Кузнечики. Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок,

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

В лесу. Руки подняли и покачали – это деревья в лесу,

Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся покажем – крылья сложили назад.

1 – подняться, потянуться,

2 – согнуться, разогнуться,

3 – в ладоши три хлопка,

головою три кивка,

на 4 – руки шире,

5 – руками помахать,

6 – за парту сесть опять.

Мы писали, мы писали

И немножечко устали,

Ножками потопаем,

Ручками похлопаем,

Встанем, пальчики сожмем,

И опять писать начнем.

Приложение 3

Ориентировочный тест школьной зрелости А.Керна, Я.Йирасика

Ориентировочный тест школьной зрелости состоит из 4 заданий:

1 рисование мужской фигуры по представлению,

2 подражание письменным буквам,

3 срисовывание группы точек,

4 вербальное мышление.

Для выполнения трех первых заданий ребенку раздаются листы бумаги с представленными образцами выполнения второго и третьего задания.

Перед проведением обследования ребенка необходимо записать его:

имя, фамилию, дату рождения, а также дату проведения теста.

Задание 1. Рисунок мужской фигуры

Ребенку дается лист бумаги и инструкция: «Здесь нарисуй какого-нибудь дядю. Так, как ты это сумеешь».

1 балл. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Голова с туловищем соединена посредством шеи, и она не больше туловища. На голове имеются волосы (или их закрывает шапка либо шляпа) и уши, на лице - глаза, нос, рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги внизу загнуты. Использована мужская одежда. Фигура нарисована с использованием так называемого синтетического способа, т.е. фигура рисуется сразу как единое целое (можно обвести контуром, не отрывая карандаша от бумаги). Ноги и руки как бы «растут» из туловища.

2 балла. Исполнение всех требований, как и в пункте 1, кроме синтетического способа изображения. Либо три нехватающие части (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) могут быть исключены из требований, если это уравновешивается синтетическим способом изображения.

3 балла. Рисунок должен иметь голову, туловище и конечности. Руки или ноги нарисованы двойной линией. Допускается неприведение шеи, ушей, волос, одежды, пальцев, ступней.

4 балла. Примитивный рисунок с туловищем. Конечности выражены всего лишь простыми линиями (достаточно одной пары конечностей).

5 баллов. Не хватает ясного изображения туловища или обеих пар конечностей («головоногое» изображение).

Следует также обратить внимание на следующие моменты:

1. Количество деталей тела. Присутствуют ли: голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, щеки, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни.

2. Декорирование (детали одежды и украшения): шапка, воротник, галстук, банты, карманы, ремень, пуговицы, элементы прически, сложность одежды, украшения и т.п.

Информативной может быть и абсолютная величина фигур: дети, склонные к доминированию, уверенные в себе, рисуют фигуры больших размеров; маленькие фигуры человека связаны с тревожностью, неуверенностью, чувством небезопасности.

Если дети старше пятилетнего возраста пропускают в рисунке какие-то части лица (глаза, рот), это может указывать на серьезные нарушения в сфере общения, отгороженность, аутизм.

Можно говорить о том, что чем выше уровень детализации рисунка (фигуры мужчины), тем выше общий уровень психического развития ребенка.

Следует подчеркнуть, что самостоятельного диагностического значения этот тест не имеет, т.е. ограничиваться в обследовании ребенка данной методикой недопустимо: он может составлять только часть такого обследования.

Задание 2. Подражание письменным буквам

Инструкция: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не научился писать, но попробуй, может быть, сумеешь тоже. Хорошенько посмотри, как это написано, и здесь рядом, на этом пустом месте напиши (нарисуй) тоже так».

Письменными буквами написана фраза: ей дан чай

или он ел суп

Оценка выполнения 2 задания теста:

1 балл. С овершенно удовлетворительное (в смысле чтения) подражание написанному образцу. Буквы не достигают двойной величины образца. Начальная буква имеет явно заметную высоту большой буквы. Буквы хорошо соединены в три слова. Переписанное предложение не отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30 градусов.

2 балла. Еще разборчивое подражание написанному предложению. Величина букв и соблюдение горизонтальности не учитываются.

3 балла. Очевидно расчленение минимально на две части. Можно разобрать, по крайней мере четыре буквы образца.

4 балла. На образец похожи, по крайней мере, две буквы. Целое еще образует строчку «писания».

5 баллов. Каракули.

Задание 3. Срисовывание группы точек

«Посмотри, здесь точки. Попробуй и нарисуй рядом такие же».

Оценка выполнения 3 задания теста:

1 балл . Почти совершенное подражание образцу. Допускается только очень небольшое отклонение одной точки из ряда или столбца. Уменьшение рисунка допустимо; увеличение не должно быть больше, чем наполовину. Рисунок должен быть параллельным с образцом.

2 балла . Количество и расположение точек должно отвечать образцу. Можно допустить смещение даже трех точек на пробелы между рядами и столбцами.

3 балла. Целое по своему контуру похоже на образец. По высоте и ширине оно не превосходит его больше, чем в 2 раза. Точки не должны быть в правильном количестве, но их не должно быть больше 20 или меньше 7. Допускается любой поворот – даже на 180 градусов.

4 балла. Рисунок по своему контуру уже не похож на образец, но он все еще состоит из точек. Величина рисунка и количество точек не имеют значения. Другие формы (линии) не допустимы.

5 баллов . Чирканье.

Общая оценка результатов тестирования:

Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по трем заданиям от 3 до 6 баллов.

Группа детей, получивших 7-9 баллов, представляет собой средний уровень развития готовности к школьному обучению.

Дети, получившие 9-11 баллов, требуют дополнительного исследования для получения более объективных данных.

Особое внимание следует обратить на группу детей (обычно это отдельные ребята), набравших 12-15 баллов, что составляет развитие ниже нормы. Такие дети нуждаются в тщательном индивидуальном обследовании интеллекта, развития личностных, мотивационных качеств.

Полученные результаты характеризуют ребенка со стороны общего психического развития: развития моторики, умения выполнять заданные образцы, т.е. характеризуют произвольность психической деятельности. Что же касается развития социальных качеств, связанных с общей осведомленностью, развитием мыслительных операций, то эти свойства довольно четко диагностируются в опроснике Я.Йирасика «Вербальное мышление».

Задание 4. Вербальное мышление

«Ответь на вопросы»:

1. Какое животное больше – лошадь или собака? ________________________

(Лошадь = 0 баллов; неправильный ответ = - 5 баллов)

2. Утром мы завтракаем, а днем…? ____________________________________

(Обедаем. Мы едим суп, мясо…= 0 баллов; ужинаем, спим и т.д. = - 3)

3. Днем светло, а ночью …? __________________________________________

(Темно = 0; неправильный ответ = - 4)

4. Небо голубое, а трава …?___________________________________________

(Зеленая = 0; неправильный ответ = - 4)

5. Черешни, груши, сливы, яблоки … это что? __________________________

(Фрукты = 1; неправильный ответ = - 1)

6. Почему перед тем, как проедет поезд, опускается шлагбаум? ____________

(Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд…= 0; неправильный ответ = - 1)

7. Что такое Москва, Киев, Ростов? ____________________________________

(Города = 1; станции = 0; неправильный ответ = - 1)

8. Который час показывают часы (показать на часах)? ____________________

(Хорошо показано = 4; Показаны только четверть, целый час, четверть и час = 3, не знает часов = 0)

9. Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это …? Маленькая овечка – это…? _____________________________________________________

(Щенок, ягненок = 4; только одно из двух данных = 0; неправильный ответ = - 1)

10. Собака больше похожа на кошку или на курицу? Чем похожа, что у них одинакового? _______________________________________________________

(На кошку, потому что у нее 4 ноги, шерсть, когти, хвост (достаточно одного подобия)=0; на кошку (без приведения знаков подобия) = -1; на курицу = - 3)

11. Почему во всех автомобилях тормоза? ______________________________

(Две причины: тормозить с горы, затормозить на повороте; остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды =1; одна причина =0; неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормозов) = - 1)

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? _________________________

___________________________________________________________________

(Два общих признака: они из дерева и из железа, у них рукоятки, ими можно забивать гвозди, это инструменты, с задней стороны они плоские = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка? ___________________________

___________________________________________________________________

(Определение, что это млекопитающие или приведение двух общих признаков (у них по 4 ноги, хвост, шерсть, шкурка, это звери, умеют лазить по деревьям) = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)

14. Чем отличается гвоздь и винт? Как бы ты их узнал, если бы они лежали перед тобой, на столе? _______________________________________________

___________________________________________________________________

(У винта нарезка (резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки) = 3; винт завинчивается, а гвоздь забивается, или: у винта гайка = 2; неправильный ответ = 0)

15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание - это …? ________________

(Спорт (физкультура) = 3; игры (упражнения), гимнастика, состязания = 2; неправильный ответ = 0)

16. Какие ты знаешь транспортные средства? ___________________________

__________________________________________________________________

(3 наземных транспортных средства и самолет или корабль = 4; только 3 наземных транспортных средства или полный перечень (и с самолетом, и с кораблем), но только после объяснения «транспортное средство - это то, на чем мы куда-нибудь передвигаемся» = 2; неправильный ответ = 0)

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

___________________________________________________________________

(3 признака: седые волосы или отсутствие волос, морщины, уже не может работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем моло­дой = 4; одно или 2 различия = 2; неправильный ответ (у него палка, он курит и т.п.) = 0)

18. Почему люди занимаются спортом? ________________________________

___________________________________________________________________

(2 причины: чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными; чтобы они не были толстыми, чтобы они держались прямо, это для них развлечение, они хотят добиться рекорда, победить и др. = 4; одна причина = 2; неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь, они делают ставку и выигрывают деньги) = 0)

19. Почему это аморально (неправильно, плохо), когда кто-нибудь уклоняется от работы? ________________________________________________________

___________________________________________________________________

(Остальные должны на него работать (или другое выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-то другой)). Он ленивый, или: мало зарабатывает и не может себе ничего купить = 2; неправильный ответ = 0)

20. Почему на конверт нужно наклеивать марку? ________________________

___________________________________________________________________

(Так платят за пересылку (перевозку) этого письма = 5; тот, другой должен был бы уплатить штраф = 2; неправильный ответ = 0)

Оценка выполнения 4 задания теста:

Результаты подсчитываются по количеству баллов (с учетом «+» и «-»), достигнутых по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по 5 группам:

1 группа – от +24 и больше;

2 группа – от +14 до +23;

3 группа – от 0 до +13;

4 группа – от -1 до -10;

5 группа – менее -11.

Положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие количество баллов от +13 до +24, считаются готовыми к школьному обучению.

Приложение 4

Образец оформления титульного листа Творческого отчета

ГОУ СПО Новокузнецкий педагогический колледж №1

Творческий отчет

По педагогической практике

«Первые дни ребенка в школе»

Выполнили:

студенты

группы 4 в

Руководитель

практики:

Новокузнецк, 2007

Приложение 5

Примерные темы рефератов для выступления на итоговой конференции

1. Как я проведу «День знаний» в моем первом классе.

2. Работа учителя по адаптации первоклассников к обучению в школе.

3. Изучение учителем уровня готовности ребенка к обучению в школе.

4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей на первой неделе обучения.

5. Работа учителя по сохранению здоровья и предупреждению переутомляемости первоклассника.

6. Мотивация учения первоклассника в первую неделю.

7. Воспитательная работа в первые дни пребывания детей в школе.

8. Расписание уроков для первого класса (таблица, психолого-педагогическое обоснование).

9. Особенности первых уроков по различным предметам.

10. Использование игры в процессе обучения и воспитания на первой неделе.

11. Работа с родителями первоклассников в первую неделю обучения (включая первое родительское собрание).

12. Разработка выступления на родительском собрании «Режим дня первоклассников».

13. Проведение физминуток на уроке.

14. Организация отдыха детей на переменах.

Приложение 6

Оформление реферата, сценария

(в соответствии с требованиями ГОСТа)

1. Структура разработки:

- титульный лист (см. образец),

- цель ,

- задачи (воспитывающая, развивающая, обучающая),

- оборудование,

- список литературы,

- ход урока,

- приложения.

2. Обязательно компьютерное оформление:

Формат А4 ,

Информация с одной стороны листа,

Шрифт 14 ,

Междустрочный интервал полуторный,

Страницы пронумерованы сверху справа ,

- поля (слева 3 см, сверху 2 см, справа 1 см, снизу 2 см)

3. Оформление титульного листа:

ГОУ СПО Новокузнецкий педагогический колледж № 1