Татарские украшения. Татарские ювелирные украшения - хаситэ, яка чилбыры, белязеки, чулпа и другие. Изю ‒ для чего его носили татарские женщины

Национальный костюм – это уникальная особенность каждого народа, которая хранит в себе какие-то тайны и традиции. Многие люди даже не знают тонкостей и нюансов одежды своих предков. Однако татары всегда чтили свою историю и трепетно относились к обычаям. Их наряды славятся своими богатыми полотнами и изысканной фурнитурой. Они легко узнаваемы, а для многих востребованы и в наше время.

Немного истории

Разумеется, национальный татарский костюм имеет свою историю. Она берет свое начало с 18 века, но последние изменения были внесены немного позже. Данный предмет гардероба постоянно корректировался, однако общие черты оставались нетронутыми.

Стоит уточнить, что многое зависело от местности представителей и определенной религии. Самое большое влияние оказали поволжские татары и, конечно, ислам.

У крымских татар костюм значительно отличался. Они ввели в моду широкие юбки, делающие акцент на объемных бедрах. В других регионах платья были в форме клина.

Этот народ полагал, что душа человека покидает тело через какие-то дырки и отверстия. Поэтому к порезам и порванным материалам они относились с особым трепетом. Татары считали, что они могли спасти жизнь только магическим оберегом. Для этого края или любые вырезы обрабатывались специальными узорами. Раньше это были стрелы, но они довольно скоро заменились завитками.

Наряды украшались орнаментом только в определенных местах. Зона таза считалась тайной и очень интимной, поэтому ее никогда ничем не обрабатывали. Грудь воспринималась по-другому, ведь женщины ей кормили детей. Именно поэтому данный участок всегда украшали магическими знаками в виде орнамента.

Классический национальный костюм представляет собой союз шароваров и рубахи-платья. Сверху обычно надевался халат или кафтан. Также наряд любили дополнять легкой верхней одеждой из конопли или льна. Это изделие не имело подкладки, а называли его чобой. Что касается женщин, то они чаще носили жилеты или фартуки.

Татарские наряды всегда выделялись среди других своей яркостью и обилием украшений.

Описание

Цвета и оттенки

Для татар цвет их нарядов имеет очень большое значение. Они отражают не модные тенденции или особенности цветотипа, а гораздо более серьезные вещи. Определенный оттенок может многое сказать о положении человека в обществе или о его религиозных предпочтениях. Таким же образом можно было определить людей, состоящих в брачном союзе или возрастную принадлежность. Стоит сказать, что цветовая гамма строго разделяет даже кочевые и земледельческие народы.

В 18 веке большое внимание уделялось красному цвету. Он говорил о родовитости своего хозяина, а чуть позже стал указывать на денежную состоятельность. Однако в следующем столетии его перестали воспринимать всерьез. Одежду красного цвета начали надевать на какие-то праздники и мероприятия, так как она считалась нарядной.

У многих татар белый цвет символизирует траур или старость. Подобные наряды обычно надевали женщины, вышедшие из репродуктивного возраста и люди, отправляющиеся на похороны.

Сейчас в национальном костюме можно встретить самые яркие и колоритные цвета. Довольно часто и в мужских и женских одеяниях используется изумрудные, сиреневые и синие оттенки. Они всегда комбинируют с контрастными тонами и яркими узорами. Чаще всего встречается вышивка золотого или желтого цвета. Она делает наряд значительно богаче и интереснее.

Ткани

Раньше для пошива костюмов использовали бархат. Края и подол любили украшать мехом. Шерсть животных часто повторялась и в головных уборах.Постепенно одежда становилась легче, и предпочтение отдавали другим тканям. Самыми популярными считаются шерстяные, хлопчатобумажные и шелковые полотна. Камзолы отшивают из парчи, которая покрывается мелкими узорами. Иногда можно встретить и варианты из бархата и каких-то эластичных материалов.

В наше время современные наряды чаще всего отшиваются из шелка или атласа. Дело в том, что эта ткань является очень легкой и приятной. К тому же она передает глубину оттенка и делает образ богаче.Стоит сказать, что татары всегда используют комбинированные полотна. Такой контраст делает образ оригинальнее и интереснее.

Сейчас каких-то строгих и резких ограничений нет. Учитываются пожелания и особенности людей, а также их вкусы. Разумеется, крой и определенные детали оставляют прежними.

Крой и декоративные швы

Главной особенностью татарского костюма являлась его трапециевидная форма. Представители этой национальности носили широкие рубашки, напоминающие туники и объемную верхнюю одежду со сплошной спинкой.

В классической рубахе не было плечевых швов, а отшивалась она из прямого, но согнутого полотна. Также в ней присутствовали ластовицы, необычные клинья, которые вставлялись по бокам и разрез на груди. У некоторых видов татар имелся воротник-стойка. Мужская модель была очень широкой и едва достигала колен, а женская почти касалась щиколоток.

Штаны в национальном костюме довольно объемные, а верхняя одежда всегда была распашной.

Вряд ли вы встретите какое-то изделие этого народа без декоративных швов. Существует несколько видов узорного ткачества.

  • Первой является «ткань с рисунком вразброс». Толстые нити образовывают орнамент из полос, а украшают они в основном пояса и шарфы. Сами нити для швов чаще всего разноцветные.
  • Второй вид – «кипрская ткань». Здесь нити утка накладывались на основные нити и полностью закрывали их. Узнать подобные швы можно по зазорам, которые напоминают небольшие ступени.
  • Последний вид – это «досочный». Нити повторяются то на лицевой, то на изнаночной стороне. Они выглядят очень оригинально, чем даже напоминают вышивку.

Аксессуары и украшения

По различным украшениям можно было легко судить о благосостоянии семьи. Всегда оценивалась не только женщина, но и пара в целом.

Мужчины обычно носили перстни с большими камнями и оригинальные пряжки. У девушек главных украшением считался накосник. Они могли быть разных цветов, материалов и даже формы.

Стоит сказать, что среди татар вряд ли можно встретить барышню без сережек. Уши прокалывали в трехлетнем или четырехлетнем возрасте, поэтому к серьгам девочки привыкали с детства. Именно эти украшения носят до самой старости, а еще они являются традиционной деталью татарского костюма. Существовали какие-то классические формы сережек, но многие из них были заимствованы у других народов.

Не забывали дамы и про украшения для шеи. Однако чаще всего они служили в достаточно практичных целях. Барышни закрывали изделиями глубокий вырез на рубахе.

Еще одним оригинальным аксессуаром можно считать перевязь. Она представляла собой ленту, которая носилась через плечо. У мусульманок там часто были карманы, в которых они хранили тексты из Корана.

Особенности свадебного наряда

Платье невесты должно быть закрытым и непременно длинным. Девушка может быть в белоснежном наряде или отдать предпочтение традиционным ярким оттенкам. Среди них можно выделить васильковый, бордовый и зеленый.

Очень часто изделие дополняет камзол вышеперечисленных расцветок. На ноги барышня может надеть туфли или легкие сапожки, которые именуют ситеком. На голове обычно красуется покрывало из кружева или калфак. Приветствуется большое количество браслетов, крупных сережек и кольц. Все эти украшения укажут на высокий статус невесты.

У мужчин все намного проще и лаконичнее. Они покупают классический костюм, который любят украшать различными лентами, а также надевают национальный головной убор. Если свадьба требует строгих правил, то тогда жених отдает предпочтение рубашке и бархатному камзолу.

Гендерные разновидности

Женский

Женский национальный костюм включает в себя рубаху, нижний нагрудник и брюки. Этот наряд подойдет для любого случая и является основой.

В начале 20 века для девушек начали шить платья, которые смотрятся более элегантно. К изделию в обязательном порядке крепился нижний нагрудник. Он прикреплялся к шее или плечам с помочью тонких бретелей. Эту повязку всегда украшали какими-то орнаментами.

Для некоторых татар еще одной повседневной деталью считался передник. Кто-то его носил исключительно с рабочей одеждой, а кто-то надевал только по праздникам.

Что касается верхней одежды, то огромным спросом всегда пользовались камзолы и бишметы. Камзол представляет собой короткую и приталенную жилетку. Бишмет – это длинное пальто с зауженной спинкой. Его часто украшали мехом, а вместо обычной пуговицы пришивали застежку из серебра, которая служила и украшением наряда.

На голову незамужние девушки надевали шапку или калфак, которые носили с косами. Женщины в браке должны были закрывать все волосы и спину. Поэтому в головные уборы всегда включались волосники и покрывала.

Детский

Детские костюмы почти ничем не отличаются от взрослых моделей. Однако в них больше ярких деталей.

  1. Костюм для мальчика состоит из удлиненной рубахи с широкими рукавами. Для удобства ребенка изделие часто дополняется манжетами. Обязательной частью комплекта является камзол, расшитый разнообразными узорами. Брюки обычно широкие и имеют контрастный оттенок, не забирающий внимания от рубахи. На ноги обычно надеваются сапоги, а в летнее время более легкая обувь.
  2. Наряд для девочки представляет собой платья с несколькими ярусами. Оно закрывает плечи, шею и рукава, а также имеет максимальную длину. На голове непременно красуется национальный головной убор, а с него деликатно спадает полупрозрачная вуаль, которая полностью закрывает всю спину. Платья всегда отличаются яркими расцветками и интересными узорами.

XVIII в. Перевязь "бутимар". Нижегородская губ. Холст, нить шелковая, серебро, паста, коралл, позумент (галун), нить армированная, мастика, перламутр, стекло, нить хлопчатобумажная. Перевязь надевали на левое плечо под правую руку. К нижнему краю перевязи под правую руку пришивали мешочек или кармашек, куда клали молитву или заклинание. Есть предположение, что такая перевязь возникла под воздействием обычая мусульман носить на себе особые амулеты или мешочки с зашитой в них охранительной молитвой или текстом из Корана.

Вот фотография украшения хасите из сайта Национального музея Республики Татарстан

В экспозиции представлена особая «Татарская золотая кладовая», где экспонируется уникальная коллекция татарских ювелирных украшений XVII-XIX веков. По назначению они делятся на категории: головные, шейно-нагрудные, наручные украшения. Комплекс украшений разнообразен – нагрудная перевязь (хасите), застежки (яка чылбыры), накосники (чулпы) и т.д. В татарских украшениях широко использовались ювелирные бляхи, которые служили не только украшениями, но и имели значение амулетов и оберегов. Часть украшений представлена в комплексе с традиционной мужской и женской одеждой казанских татар. Отдельную группу составляют футляры для миниатюрных Коранов.

Основным материалом для изготовления украшений служили серебро и золото. Ювелирные изделия инкрустировались драгоценными и полудрагоценными камнями: топазами и аметистами, бирюзой и сердоликами, аквамаринами и хрусталем. Татарские ювелиры владели многочисленными приемами изготовления и декорирования изделий. Наибольшее развитие получила чеканка, литье, гравировка, насечка, инкрустация и чернь.

Наиболее искусные мастера владели техникой скани – плоской, накладной и бугорчатой. Бугорчатая скань являлась высшим достижением ювелирной техники казанских мастеров. От плоской она отличается тем, что завиток орнамента возвышается над плоскостью, заканчиваясь завитком проволоки, уложенной в виде низкого конуса. Традиционными мотивами орнаментов были растительные и геометрические узоры; надписи, выполненные арабской вязью.

Татарское ювелирное дело достигло наивысшего расцвета в XVIII - середине XIX вв. Древнейшим и наиболее крупным центром ювелирного дела была Новотатарская слобода в г. Казани, где располагались целые кварталы с ювелирными мастерскими, и районы Заказанья (Лаишевский, Сабинский, Мамадышский, Рыбно-слободский). Наиболее изящные и технически сложные украшения нередко изготовлялись женщинами.

Ювелиры владели всем технологическим процессом изготовления ювелирных изделий. Основным материалом служило серебро: низкопробное - для основной массы населения и высокопробное с позолотой - для высшего сословия. Золото, бронза и медь использовались крайне редко. Инструментарий ювелира был очень прост. Он состоял из наковальни, напильников, тисков, щипцов, зубил, волочильных досок, пробойников, ножниц, молотка и т.д. Преобладающее место в декоре ювелирных изделий принадлежало цветочно-растительному орнаменту, реже - геометрическому. Еще реже встречались зооморфные, сильно стилизованные мотивы, что было связано с догмами ислама, запрещавшими изображение живых существ.

Издревле наибольшее развитие в ювелирном деле получили чеканка - чуку, литье - кою, гравировка - чоку. Используя чеканку, ювелиры изготовляли преимущественно бляхи - составные части женских украшений, а также браслеты, застежки. Литье применялось при изготовлении жетонов, подвесок для украшений, а также блях. Отливкой из дешевых металлов имитировались старинные "екатерининские" и "елизаветинские" рубли и мелкая монета, которые, как и бляхи, использовались в качестве составляющих элементов украшений для татарок. Техника гравировки часто применялась при декоративном оформлении браслетов, нередко и блях. В виде мотива гравировки часто выступали связанные с восточными традициями благожелательные надписи, выполненные арабской вязью, т.е. декоративным письмом, в котором буквы связаны в непрерывный и равномерный орнамент. Текст нередко сливался с растительным узором в единую орнаментальную композицию. Гравировка на изделиях часто сопровождалась чернью - каралту, реже - насечкой или инкрустацией из другого металла.

Наиболее квалифицированные мастера владели и техникой скани - челтәрләү. Казань - единственный город в Поволжье, где было высоко развито искусство скани, причем оно носило здесь особый характер. Так, в России сканые узоры расцвечивали эмалью. Татарская же скань является исключением, ее завитки дают чисто графические рисунки сложных мелких узоров. С точки зрения техники татарская скань связывается исследователями скорее со среднеазиатской или греческой, чем с русской. Высшим достижением татарских ювелиров была бугорчатая скань - калкытып челтәрләү, когда каждый завиток сканого орнамента объемно возвышается над плоскостью изделия. Бугорчатой сканью выполнялись ювелирные украшения для женщин высшего сословия. Расцвет искусства скани приходится на середину XVIII - начало XIX в. Для сканых изделий этого периода характерны микроскопическая плотность и точность сканого заполнения, чистота отделки сканого орнамента. Имела распространение и связанная со сканью зернь: мелкие металлические шарики, напаянные на сканый орнамент. Из драгоценных и полудрагоценных камней часто использовались топазы, аквамарины, аметист, яшма, сердолик и бирюза, которые располагались на поверхности изделия обычно в виде розеток.

Муенса - женское нагрудное украшение

Чулпы - женские накосные украшения

еще фотографии на

В национальном татарском костюме воплотилось все мастерство народного творчества и бесконечное стремление этого народа к совершенству. Татарский костюм рассказывает об индивидуальных чертах человека, его характере и эстетических вкусах. По одежде можно узнать возраст и социальное положение его обладателя. Народный костюм татар является самым ярким индикатором национальной принадлежности человека.

Татары – достаточно широкое понятие. Существует немалый спектр подгрупп татар. На татарский национальный костюм оказали влияние восточные традиции, ислам и сложившийся к концу XIX века национальный костюм поволжских татар.

Как и другие национальные костюмы, татарский комплекс национальной одежды прошел долгий путь исторического развития .

В национальном костюме татар гармонично сочетаются ткани насыщенных "восточных" цветов, головные уборы со сложным и богатым орнаментом, различные виды обуви, высокохудожественные ювелирные украшения, образуя, таким образом, неповторимую систему народного творчества.

Женская и мужская татарская национальная одежда

Основополагающие элементы одежды были общими для всех татар. Общим признаком татарского национального костюма была его трапециевидная форма. Татары носили длинные широкие туникообразные рубахи и распашную верхнюю одежду со сплошной приталенной спинкой.

Основу татарского костюма у мужчин и женщин составляли рубаха (кулмек) и штаны (ыштан).

Вплоть до середины XIX века общераспространенной у татар была древняя туникообразная рубаха, шилась она из прямого, перегнутого поперек полотнища, без плечевых швов, с ластовицами, вставными боковыми клиньями и разрезом по центру груди. У казанских татар преобладала рубаха с воротником-стойкой.

От других туникообразных рубах татарская рубаха отличалась своей длиной и шириной. Она была очень свободной, длиной до колен, с длинными широкими рукавами и никогда не подпоясывалась.

Женская рубаха отличалась от мужской только длиной – она доходила почти до щиколоток.

Состоятельные татарки могли позволить себе шить рубахи из дорогих покупных тканей – шелка, шерсти, хлопчатобумажной ткани и парчи. Такие рубахи украшались воланами, разноцветными лентами, кружевом, тесьмой.

Неотъемлемой частью женской древней рубахи был нижний нагрудник (кукрекче, тешелдрек). Он надевался вниз под рубаху с глубоким вырезом, чтобы скрыть распахивающийся при движении вырез на груди.

Штаны (ыштан) представляют собой широко распространенную форму тюркской поясной одежды "штаны с широким шагом".

Мужские штаны шились обычно из полосатой ткани (пестряди), женщины носили однотонные. Нарядные праздничные или свадебные мужские штаны шились из домотканой ткани с мелкими яркими узорами.

Верхняя одежда татар была распашной. Шилась она из фабричной ткани (х/б, шерсть), сукна, холста, домотканой ткани и из меха. Верхняя одежда шилась с цельной приталенной спинкой, с клиньями по бокам и правосторонним запахом. К такой одежде можно отнести (безрукавный или с коротким рукавом) камзол, являвшийся разновидностью домашней одежды, казакин – вид демисезонной одежды, бишмет – зимняя верхняя одежда утепленная ватой или овечьей шерстью, чабулы чикмен – рабочая одежда из домотканого сукна, чабулы тун – меховая шуба, нередко крытая тканью. Для посещения мечети мужчины носили чапан.

Неотъемлемым атрибутом верхней одежды татар был пояс. Использовались пояса из домотканой материи, из фабричной ткани, реже – вязаные.

Женская верхняя одежда отличалась от мужской лишь декоративными деталями. При пошиве женской одежды использовали отделку мехом, вышивкой, позументом, декоративной строчкой.

Часто женщины носили поверх рубахи камзол. Камзол считался летней домашней или выходной одеждой, в зависимости от отделки. Камзолы шили длинными до колен или короткими до бедер, с рукавами и без, с высоким воротом или с глубоким вырезом на груди. Края подола, проймы рукавов, ворот камзола украшали позументом, полосками галуна, птичьими перьями и мехом. Затем в восточных районах камзол стали украшать монетками.

Татарские национальные головные уборы

Мужские головные уборы татар подразделялись на домашние (нижние) и выходные (верхние). Домашним головным убором была тюбетейка – небольшая, надеваемая на макушку шапочка. Поверх тюбетейки надевали различные матерчатые шапки, войлочные шляпы, меховые шапки (бурек), ритуальные головные уборы (чалма).

Тюбетейку простегивали и между строчками закладывали скрученный конский волос или шнур. При пошиве тюбетейки использовали всевозможные виды тканей и различные приемы орнаментации, благодаря чему создавались бесконечные вариации этого головного убора. Самые ярко вышитые тюбетейки предназначались для молодежи, взрослые мужчины и старики носили более скромные однотонные тюбетейки.

В женских головных уборах татар четко прослеживалась возрастная дифференциация.

Самым популярным девичьим головным убором был калфак.
Его надевали на голову со специальной повязкой-украшением (ука-чачак), а конусообразный конец с кисточкой отбрасывался назад. У сельских девушек и кряшен калфак был вязанным из белых хлопчатобумажных ниток. "Городские" калфаки вязались в полоску из цветных шелковых нитей.

Головные уборы замужних женщин закрывали не только голову и волосы женщины, но и ее шею, плечи и спину. Головной убор татарки состоял из трех обязательных частей. Нижние основные уборы (волосники) использовались, чтобы собрать и закрыть волосы. Мусульманки заплетали волосы в две косы, которые спускались на спину, кряшенки же укладывали свои косы так же, как и русские женщины, вокруг головы и под чепец. Основные (средние) уборы – покрывала – больше характерны для пожилых женщин. Они были различными по форме: треугольные, квадратные, полотенцеобразные. Верхние головные уборы одевались поверх покрывал, прочно удерживая их на голове. Это были разные повязки, платки и шапки.

Национальная татарская обувь

Татары носили чулки. Они были шитыми из сукна или вязанными из шерстяных ниток. Самыми древними и широко распространенными чулками были суконные чулки (тула оек). Их шили из домотканого сукна белого цвета и носили с лыковой или кожаной обувью.

Верхней национальной татарской обувью были сапожки (читек), ичиги.

Высокие сапожки из мягкой кожи и на мягкой же подошве шили из сафьяна, юфти и хрома. Кожаную обувь носили зажиточные горожане и духовенство.

Черные ичиги носили все, только у женщин они были покороче и без отворотов. Праздничной татарской обувью для женщин были узорные екаюлы читек, выполненные в традиционной технике кожаной мозаики. Обувь выполненная в мозаичной технике является спецификой именно татарского народа.

При выходе из дома на ичиги надевали короткую кожаную обувь. Зимой носили полуваленки. Носили также кожаные сапоги на твердой подошве.

Повседневной татарской обувью были калоши. Выходной обувью считались туфли. Женские туфли были узорчатыми, нередко – с каблуком. Традиционными считались туфли с острым чуть приподнятым носком.

Рабочей обувью были лапти (чабата), так как они были более легкими и удобными при работе в поле.

Зимой носили валенки, короткие и высокие.

Национальные татарские украшения

Украшения носили как мужчины, так и женщины. Мужчины носили перстни, перстни-печатки, пряжки для поясов. Женские украшения были гораздо разнообразнее, в связи с мусульманской традицией судить о состоянии мужчины по богатству одежды и украшений его женщин.

Женским головным украшением был накосник. Они были очень разнообразны по форме, материалу, формам отделки и способам ношения.

Более древним видом украшений татарок были серьги. Их начинали носить рано – в трех-четырехлетнем возрасте и продолжали носить до самой старости. Серьги с подвесками представляют собой неотъемлемую часть национального костюма татар. Кроме собственных традиционных серег, татарки заимствовали украшения у русских, Кавказских народов, Средней Азии и Казахстана. Астраханские татарки носили кольцевые серьги, трехбусинные серьги, а в качестве лицевого украшения – носовые кольца.

Татарки носили также и шейно-грудные украшения, которые помимо своей декоративной функции, были сугубо практичным элементом одежды. Такие нагрудники скрепляли между собой части одежды, а также прикрывали традиционно глубокий вырез на груди.

Другим необычным татарским украшением была перевязь. Это украшение наподобие ленты на матерчатой основе носилось через плечо. У мусульманок такая перевязь была обычно снабжена специальными кармашками, куда они прятали тексты из Корана. У других регионов, не столь приверженных к исламским канонам, охранную функцию выполняли раковины-каури. Несмотря на единственную функцию этого украшения - охранную, они, как и другие украшения были чрезвычайно разнообразны по форме и отделке.

Ирина Свистунова

Ювелирные изделия казанских татар, очень разнообразны и, в основном, изготавливались из серебра, и крайне редко использовалось золото. Это были всевозможные браслеты, серьги, серебряные кольца, пряжки для поясов, ожерелья, бусы, плечевые перевязи.

Основное производство украшений находилось в Казани. Рассвет ювелирного искусства казанских татар пришелся на середину XIX столетия. Для создания изделий применяли различные техники, среди которых были: литье, чеканка, золочение, гравировка, скань.

Самым оригинальным украшением татарских девочек и женщин считалась перевязь. Надевали её на правую руку через плечо. Иногда на них пришивали молитву из Корана помещенную в специальной коробочке.

Самыми распространенными ювелирными изделиями были серьги, кольца серебряные. Причем, именно серьги носили все от маленьких девочек до пожилых женщин. Необычные модели, изготовленные в форме вопросительного знака, были очень популярными среди татарок. Они представляли собой кольцо, несомкнутое с вертикальным стержнем, который отводился вниз. А завершалось оригинальное украшение металлическим шариком или напускной бусиной.

Серьги-лунницы и разнообразные модели в форме колец, с прикрепленными подвесками, были отличительным признаком этого народа. Самые распространенные изделия, с этническим мотивом, состояли из двух сканых блях. Обычно они выглядели в виде крупной грушевидной формы с малой пластинкой и подвесками. Их размеры могли достигать 13 сантиметров.

Известно, что татарские мужчины тоже носили украшения, но, в основном, это были кольца серебряные с камнями. Также они носили поясные пряжки. Их ювелирный ассортимент более скромный, по сравнению с женским.

Из драгоценных камней самыми любимыми у казанских татар были: сердолики, аквамарины, аметисты, яшма, бирюза, топазы. В украшении их располагали, в форме розетки или россыпью на краях изделия. В цветовой гамме преобладал зеленый и голубой оттенок, но часто встречались модели с желтыми и фиолетовыми тонами. Крайне редко использовали красный цвет.

Татарские ювелиры приобретали готовые ограненные кристаллы у гранильщиков с Урала, а потом, исходя из форм и размеров камней, изготавливали к ним гнёзда. Такие украшения встречаются сейчас больше в музеях, чем в ювелирных магазинах, но в бутиках можно повстречать много изделий с национальным татарским стилем.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В ДЗЕН

В Национальном музее РТ есть две экспозиции, которыми особо интересуются посетители. Это так называемые «золотые кладовые», где собраны самые ценные экспонаты главного музейного собрания республики.

«Ценный экспонат» на языке музейщиков – это не только изделие из драгоценных металлов, старинные деньги или оружие с инкрустацией самоцветами, но и средневековое украшение, существующее подчас в единственном экземпляре. Это экспонаты, которым сегодня в прямом смысле этого выражения нет цены. Такие экспонаты и размещены в двух «золотых кладовых» – «Товарно-денежные отношения в средние века» и «Татарские ювелирные украшения».

В собрании Национального музея представлена уникальная коллекция татарских ювелирных украшений. На протяжении многих веков мастера создавали неповторимые творения, в которые вкладывали свое понимание красоты и гармонии. Основным материалом для изготовления украшений служили серебро и золото. Ювелирные изделия украшали драгоценные и полудрагоценные камни: топазы, аметисты, бирюза, сердолики, аквамарины…

Татарские ювелиры владели многочисленными техническими приемами. Наибольшее развитие получила чеканка: пуансонная (точечная), плоскорельефная и высокорельефная. Используя указанные виды чеканки, мастера изготавливали различные браслеты, застежки и ювелирные бляхи.

Другими видами ювелирной техники были литье и гравировка. Литье применялось для изготовления подвесок и имитаций старинных монет. В технике гравировки выполнялись браслеты и ювелирные бляхи. Обычным мотивом гравировки были растительные и геометрические узоры, надписи, выполненные арабской вязью. Гравировка изделий сопровождалась насечкой, инкрустацией и чернью.

Наиболее искусные мастера владели техникой скани. Существовала скань трех типов: плоская, накладная и бугорчатая. Бугорчатая скань являлась высшим достижением ювелирной техники казанских мастеров. От плоской она отличается тем, что завиток орнамента возвышается над плоскостью, заканчиваясь суживающимся завитком проволоки, уложенной в виде низкого конуса. Для этого вида скани использовалась очень тонкая проволока из высокопробного серебра и золота. Бугорчатой сканью украшали дорогие бляхи для нагрудных и головных украшений, застежки для камзолов. Широкое распространение имела техника зерни, при которой мелкие металлические шарики напаивались на сканый орнамент. Зернью украшались серьги, футляры для Коранов, бляхи и браслеты.

Все украшения по назначению делятся на категории: головные, шейно-нагрудные, наручные. Головные украшения – накосники («чулпы», «тезме»), серьги («алка»). Очень популярными у татарских женщин были украшения для волос – накосники – чулпы или тезме. Для украшений очень часто использовались серебряные или золотые монеты, иногда изготавливали имитации монет. Подобные украшения очень часто упоминаются в татарских народных песнях.

Высоко ценились в украшениях рублевые монеты с изображением российских императриц Елизаветы Петровны или Екатерины II. Часто их называли «кудрявыми монетами» или «монетами с царицей». Особенно ценились старинные немецкие серебряные монеты – талеры, которые достоинством были больше екатерининских рублевых монет.

Татарские женщины заплетали волосы в две косы, вплетая в каждую по ленте с подвесками, которые, соприкасаясь друг с другом, издавали при ходьбе звенящий звук – «идущую татарку всегда можно было раньше услышать, чем увидеть». Некоторые щеголихи увеличивали число блях, подвешивая их в два ряда не только вертикально, но и горизонтально – рядом друг с другом, соединяя поперечной перекладиной. Такой вид чулпы называется «чулпа с коромыслицей».

Самыми многочисленными были шейно-нагрудные украшения – воротниковые («яка чылбыры») и поясные застежки («каптырма»), ожерелья («муенса»), брошки, нагрудники («изю»), перевязи («хасите»). Наручные украшения – браслеты («блезик»), перстни, кольца («балдак», «юзек»).

Женские перстни обычно инкрустировались самоцветами, кораллами, перламутром.

Мужские перстни служили и украшением, и печатью. Обычно это было мужское кольцо, на котором нередко были написаны имя, отчество и название местности проживания владельца.

Такие перстни служили печатью, подтверждающей личность. Встречались перстни с именем возлюбленного, или возлюбленной, с поэтическими словами или со священными именами. Нередко на браслетах указывались не только имена, но и благопожелательные надписи, или надписи, сделанные на память о дарителе или будущем владельце этого украшения.

Некоторые украшения сочетали в себе роль амулетов. К ним относятся коранницы – футляры для миниатюрных Коранов. Они были различной формы – овальные и прямоугольные, цилиндрические и многогранные. Носились они чаще всего на цепочке на шее, как медальоны («Коран савыты»). Однако нередко коранницы прикреплялись к хасите – нагрудной перевязи. Широко использовались ювелирные бляхи, являвшиеся составным элементом разнообразных татарских украшений.

При изготовлении блях использовались почти все известные у татар технические приемы: плоская, бугорчатая и накладная скань, чеканка, литье. Для украшения основы использовались гравировка, чернение, зернь, инкрустация драгоценными камнями. Значительная часть ювелирных блях служила не только украшениями, но и имела значение амулетов-оберегов. Религиозно-магическое значение украшений прослеживается в форме, орнаментике и надписях.

Многие украшения, представленные в экспозиции музея, изготовлены ювелирами села Рыбная Слобода. Ювелирное дело в этом селе известно с XVII века, его расцвет приходится на вторую половину XIX века. Серебряники Рыбной Слободы продавали свои изделия на ярмарках или сдавали торговцам посредникам. Большей частью изделия изготавливали из цветных металлов, использовали для вставок привозные камни из Бухары и Урала.

Дополнением реальной экспозиции «Золотой кладовой», в которой представлены татарские украшения, является станция электронной (виртуальной) экспозиции, где даны дополнительные изображения ювелирных украшений. Их можно увеличить, чтобы рассмотреть в деталях. Пока на станции лишь 30 изображений и информация о них, но идет работа по наполнению базы данных. В перспективе станция будет представлять все ювелирные украшения, которые хранятся в собрании Национального музея.

Светлана ИЗМАЙЛОВА, заместитель генерального директора НМ РТ по науке

КСТАТИ

Три фонда Национального музея относятся к спецхрану: фонд драгметаллов (4050 ед.), нумизматический (109457 ед.) и фонд оружия (915 ед.).

Фонд драгметаллов насчитывает 4050 единиц хранения, включает в себя золотые и серебряные украшения археологического происхождения болгарского и золотоордынского времени, украшения казанских татар, серебряную посуду, предметы утвари. Советуем посмотреть выставку «Ювелирные украшения казанских татар», которая работает сейчас в главном здании музея.

Богато представлен нумизматический фонд (109457 ед.). Особо отметим наиболее интересную и богатую коллекцию античных, европейских, восточных, русских, а особо – болгарских и золотоордынских монет, медалей и памятных знаков. В настоящее время часть этих экспонатов посетители могут увидеть в экспозиции «Денежное обращение и торговые пути края в X-XV веках».

Фонд оружия составляют 915 единиц. В его составе холодное и огнестрельное оружие разных стран и народов.

Забытый язык украшений

В старые времена ювелир­ные украшения имели иное назначение. На Древнем Востоке, например, цвет камня, вид металла, форма и величина драгоценных аксес­суаров зависели в основном от расположения небесных светил в день рождения человека. На Востоке верили, что предназначенные судьбой камни и металлы защищают от бед и примани­вают счастье.

Позже отношение к драгоценным украшениям изменилось, они стали чем-то вро­де послания «Граду и миру». В средневековой Булгарии золотое колечко в левом ухе мальчи­ка говорило о том, что он единственный сын в семье, а серьга с синим камнем в правом ухе – что у него умер отец и он последняя опора ма­тери.

На Руси единственному сыну тоже вдева­ли в левое ухо серьгу. Она как бы взывала к ок­ружающим: «Берегите этого ребенка!» Сегодня старый язык украшений забыт. Цепочка на но­ге, раньше заменявшая простолюдинкам обру­чальное кольцо, сейчас никому ни о чем не скажет. Если когда-то бриллианты предписыва­лось носить только замужним, то сейчас эти камни зовутся лучшими друзьями девушек.

Журнал «Всё ясно», №1, 2007.

«И перезвоны женских украшений»

Когда в XVII веке в Моск­ву на изготовление чеканных окладов для иконостаса одного из Кремлевских соборов из раз­ных городов вызвали лучших серебряников, в их числе были и мастера из Казани, славивши­еся своей работой. И это не слу­чайно, ибо казанские умельцы переняли навыки и традиции ювелирного искусства, зало­женные еще в древней Булгарии. Свое понятие о прекрасном народ воплотил в неповторимых по изяществу женских украше­ниях.

Татарские ювелиры, владея многими секретами мастер­ства, постоянно обогащали его, достигнув расцвета в XIX веке, когда их изделия подчас являли собой образцы, не уступающие мировым шедеврам прикладно­го искусства.

«Край родной – сундук вол­шебный». В этом еще раз убежда­ет знакомство с фондом драгме­таллов, где хранятся золотые булгарские украшения, «дары» най­денных кладов, ювелирные изде­лия казанских мастеров. Эти со­кровища, творения настоящих ху­дожников сделаны безвестными умельцами.

Полет фантазии, воплотив­шейся в ажурной филиграни, сложнейшей бугорчатой скани, зерни в сочетании с гравиров­кой, чеканкой, соперничает с изыском и таинственностью россыпи самоцветов. Действи­тельно, «едины мысль и мастер­ство».

Профессиональные секре­ты, как и инструменты мастеров, передавались из поколения в по­коление. Ювелирным делом за­нимались и женщины. Целые районы (Арский, Лаишевский, Мамадышский, Сабинский, Татарская слобода в Казани) сла­вились ювелирными артелями, так что был смысл бороться за свою «марку».

Украшения носились с дет­ских лет до старости как амуле­ты, отгоняющие злых духов. Они характеризовали достаток семьи, различались у девушек и у замужних женщин. У татар было принято но­сить много колец. Когда хо­дили в гости, унизывали все пальцы, иногда – по не­скольку на каждый. Носи­ли браслеты («белэзек») попарно, на каждой руке, как символ связи между мужем и женой.

Веками украше­ния являлись неотъемле­мой частью татарского костюма. Для состоятельных людей по индивидуальному за­казу, «эксклюзиву», как гово­рят нынче, они делались из зо­лота, серебра высокой пробы, для основной массы населения – из низкопробного серебра.

Большой спрос привел к по­явлению целого промысла, спе­циализирующегося на производ­стве недорогих украшений. На­пример, в конце XIX века в Рыб­ной Слободе во многих домах семьями занимались изготовле­нием подобной массовой, тира­жированной продукции, которая удачно сбывалась на российских ярмарках, а иногда попадала и за границу.

К сожалению, как и многое другое, уникальные изделия та­тарских ювелиров постепенно, к началу XX века, уходят из по­вседневности. Мода диктует свое, и традиционные объемные, мас­сивные украшения не очень впи­сываются в активно внедряющий­ся «европейский» стиль костюма, хотя пожилые люди – как горо­жане, так и селяне, приверженные старине, – еще целые десятилетия пытались как-то сохранить обы­чаи предков.

Процессу исчезнове­ния ювелирного искусства способ­ствовало и развитие фабричного производства, жесткая конкурен­ция, вытеснение с рынка кустар­ного промысла, а, значит, и самих ювелиров с их «штучным» това­ром. А ведь известно: «умеют хо­ром журавли, но лебедь не умеет хором».

Изделия ювелиров края – одна из самых ярких страниц та­тарского декоративно-приклад­ного искусства, воспринимаемая как послание Красоты в будущее. Именно так оценил это поэт Ренат Харис.

Я знаю, дни идут и время старит... Старинных украшений серебро не блещет, но в суровый день мне дарит души народной вечное добро.

Глава из книги Лидии Алексеевой «У времени в плену» (Изд-во «Казань», 2001)

«Казанские истории», №1, 2007 год

/jdoc:include type="modules" name="position-6" />