Настоящие зомби среди нас. Зомби в реальной жизни История Клавдиуса Нарцисса

Если говорить о зомби, то поневоле возникают ассоциации с ожившими мертвецами из американских «страшилок». Однако зомби - это не только персонажи из фильмов ужасов, но и вполне реальные люди, полностью утратившие контроль над своими поступками и целиком подчиняющиеся «хозяину».

Они не чувствуют боли, не знают жалости и страха. Они готовы целыми днями работать на плантациях и вступать в схватку не на жизнь, а на смерть по первому приказу. Из этой статьи вы узнаете, как обычных людей превращают в зомби и на что способен живой человек с «выключенным» мозгом.

Традиция, родом из Африки

Какие ассоциации у вас вызывает , практикуемая африканскими (и не только ими)? Правильно, первое, что приходит на ум - это изготовление куклы, которую нужно истыкать иголками, дабы отомстить своему врагу. Но практики вуду гораздо сложнее и обширнее, в распоряжении колдунов есть методы не только уничтожения, но и порабощения. Одной из таких методик является превращение человека в зомби.

Африканским шаманам известен рецепт психотропного напитка, оказывающего галлюциногенное воздействие и временно парализующего жертву. Опоив человека (как правило, врага, захваченного в плен), колдун помещает его в герметичный ящик. Жертва тем временем впадает в состояние , перестает даже дышать. Ящик закапывают в землю на несколько дней.

Недостаток кислорода и влияние сильнодействующего психотропного напитка разрушают клетки мозга. Через несколько дней жертву выпускают из импровизированного «гроба». Но человек уже превратился в «зомби» - безвольного раба, готового выполнять любые распоряжения своего хозяина.

Зомби в современном варианте

Руководители религиозных сект тоже используют различные методики, позволяющие им влиять на своих «прихожан» и внушать им ложные идеи. Конечно, их методы воздействия далеки от практик африканских шаманов. Тем не менее, результат примерно одинаков - жертва готова перевести на счет сектантов свои сбережения, отдать жилплощадь и вообще выполнять любую работу на благо «хозяина».

Сектанты нередко используют психотропные вещества, подавляющие способность человека критически рассуждать и трезво оценивать свои поступки. Ими искусственно создается «атмосфера братства и всеобщей любви». Специально подобранная музыка и применяемые лидерами вербальные техники лишь усиливают желаемый эффект.

Посещение собраний, организуемых сектой, превращается для человека в наркотик. И однажды жертва узнает, что за удовольствие надо платить. Со временем сумма «взносов» и «пожертвований» неуклонно растет, ведь сектантам нужно удовлетворять свои аппетиты.

Как защитить себя и своих близких от негативного влияния подобного рода манипуляторов? На этот счет есть только одна рекомендация - критически оценивать все происходящие события и не полагаться на чужое мнение. В этом мире очень мало людей, готовых организовывать бесплатные «кружки развития», «группы самосовершенствования» (словом, секты) исключительно чтобы помочь своему ближнему.

Нацистская система в 1938-1939 годах – времени пребывания Беттельхейма в Дахау и Бухенвальде – еще не была нацелена на тотальное истребление, хотя с жизнями тогда тоже не считались. Она была ориентирована на «воспитание» рабской силы: идеальной и послушной, не помышляющей ни о чем, кроме милости от хозяина, которую не жалко пустить в расход. Соответственно, необходимо было из сопротивляющейся взрослой личности сделать испуганного ребенка, силой инфантилизировать человека, добиться его регресса – до ребенка или вовсе до животного, живой биомассы без личности, воли и чувств. Биомассой легко управлять, она не вызывает сочувствия, ее легче презирать и она послушно пойдет на убой. То есть она удобна для хозяев.

Обобщая основные психологические стратегии подавления и слома личности, описанные в работе Беттельхейма, я для себя выделил и сформулировал ряд ключевых стратегий, которые, в общем-то, универсальны. И в разных вариациях они повторялись и повторяются практически на всех уровнях жизни общества: от семьи до государства. Нацисты только собрали это все в единый концентрат насилия и ужаса. Что это за способы превращения личности в биомассу?

Правило 1. Заставь человека заниматься бессмысленной работой.
Одно из любимых занятий эсэсовцев – заставлять людей делать совершенно бессмысленную работу, причем заключенные понимали, что она не имеет смысла. Таскать камни с одного места на другое, рыть ямы голыми руками, когда лопаты лежали рядом. Зачем? «Потому что я так сказал, жидовская морда!».
(Чем это отличается от «потому что надо» или «твое дело выполнять, а не думать»?)

Правило 2. Введи взаимоисключающие правила, нарушения которых неизбежны.
Это правило создавало атмосферу постоянного страха быть пойманным. Люди были вынуждены договариваться с надзирателями или «капо» (помощники СС из числа заключенных), впадая от них в полную зависимость. Разворачивалось большое поле для шантажа: надзиратели и капо могли обращать внимание на нарушения, а могли и не обращать – в обмен на те или иные услуги.
(Абсурдность и противоречивость родительских требований или государственных законов – полный аналог).

Правило 3. Введи коллективную ответственность.
Коллективная ответственность размывает личную – это давно известное правило. Но в условиях, когда цена ошибки слишком высока, коллективная ответственность превращает всех членов группы в надзирателей друг за другом. Сам коллектив становится невольным союзником СС и лагерной администрации.

Нередко, повинуясь минутной прихоти, эсэсовец отдавал очередной бессмысленный приказ. Стремление к послушанию въедалось в психику так сильно, что всегда находились заключенные, которые долго соблюдали этот приказ (даже когда эсэсовец о нем забывал минут через пять) и принуждали к этому других. Так, однажды надзиратель приказал группе заключенных мыть ботинки снаружи и внутри водой с мылом. Ботинки становились твердыми, как камень, натирали ноги. Приказ больше никогда не повторялся. Тем не менее, многие давно находящиеся в лагере заключенные продолжали каждый день мыть изнутри свои ботинки и ругали всех, кто этого не делал, за нерадивость и грязь.

(Принцип групповой ответственности… Когда «все виноваты», или когда конкретного человека видят только как представителя стереотипной группы, а не как выразителя собственного мнения).
Это три «предварительных правила». Ударным звеном выступают следующие три, дробящие уже подготовленную личность в биомассу.

Правило 4. Заставь людей поверить в то, что от них ничего не зависит. Для этого: создай непредсказуемую обстановку, в которой невозможно что-либо планировать и заставь людей жить по инструкции, пресекая любую инициативу.
Группу чешских заключенных уничтожили так. На некоторое время их выделили как «благородных», имеющих право на определенные привилегии, дали жить в относительном комфорте без работы и лишений. Затем чехов внезапно бросили на работу в карьер, где были самые плохие условия труда и наибольшая смертность, урезав при этом пищевой рацион. Потом обратно – в хорошее жилище и легкую работу, через несколько месяцев – снова в карьер и т.п. В живых не осталось никого. Полная неподконтрольность собственной жизни, невозможность предсказать, за что тебя поощряют или наказывают, выбивают почву из-под ног. Личность попросту не успевает выработать стратегии адаптации, она дезорганизуется полностью.
«Выживание человека зависит от его способности сохранить за собой некоторую область свободного поведения, удержать контроль над какими-то важными аспектами жизни, несмотря на условия, которые кажутся невыносимыми… Даже незначительная, символическая возможность действовать или не действовать, но по своей воле, позволяла выжить мне и таким, как я». (курсивом в кавычках – цитаты Б.Беттельхейма).

Жесточайший распорядок дня постоянно подгонял людей. Если одну-две минуты промедлишь на умывании – опоздаешь в туалет. Задержишься с уборкой своей кровати (в Дахау тогда еще были кровати) – не будет тебе завтрака, и без того скудного. Спешка, страх опоздать, ни секунды задуматься и остановиться… Постоянно тебя подгоняет отличные надзиратели: время и страх. Не ты планируешь день. Не ты выбираешь, чем заниматься. И ты не знаешь, что с тобой будет потом. Наказания и поощрения шли безо всякой системы. Если на первых порах заключенные думали, что хороший труд их спасет от наказания, то потом приходило понимание, что ничто не гарантирует от отправки добывать камни в карьере (самое смертоносное занятие). И награждали просто так. Это просто дело прихоти эсэсовца.
(Авторитарным родителям и организациям очень выгодно это правило, потому что оно обеспечивает отсутствие активности и инициативы со стороны адресатов сообщений вроде «от тебя ничего не зависит», «ну и чего вы добились», «так было и будет всегда»).

Правило 5. Заставь людей делать вид, что они ничего не видят и не слышат.
Беттельхейм описывает такую ситуацию. Эсэсовец избивает человека. Мимо проходит колонна рабов, которая, заметив избиение, дружно поворачивает головы в сторону и резко ускоряется, всем своим видом показывая, что «не заметила» происходящего. Эсэсовец, не отрываясь от своего занятия, кричит «молодцы!». Потому что заключенные продемонстрировали, что усвоили правило «не знать и не видеть того, что не положено». А у заключенных усиливается стыд, чувство бессилия и, одновременно, они невольно становятся сообщниками эсэсовца, играя в его игру.
(В семьях, где процветает насилие, нередка ситуация, когда кто-либо из родственников все видит и понимает, но делает вид, что ничего не видит и не знает. Например, мать, ребенок которой подвергается сексуальному насилию со стороны отца/отчима… В тоталитарных государствах правило «все знаем, но делаем вид…»- важнейшее условие их существования)

Правило 6. Заставь людей переступить последнюю внутреннюю черту.
«Чтобы не стать ходячим трупом, а остаться человеком, пусть униженным и деградировавшим, необходимо было все время осознавать, где проходит та черта, из-за которой нет возврата, черта, дальше которой нельзя отступать ни при каких обстоятельствах, даже если это угрожает жизни. Сознавать, что если ты выжил ценой перехода за эту черту, то будешь продолжать жизнь, потерявшую всякое значение».

Беттельхейм приводит такую, очень наглядную, историю о «последней черте». Однажды эсэсовец обратил внимание на двух евреев, которые «сачковали». Он заставил их лечь в грязную канаву, подозвал заключенного-поляка из соседней бригады и приказал закопать впавших в немилость живьем. Поляк отказался. Эсэсовец стал его избивать, но поляк продолжал отказываться. Тогда надзиратель приказал им поменяться местами, и те двое получили приказ закопать поляка. И они стали закапывать своего сотоварища по несчастью без малейших колебаний. Когда поляка почти закопали, эсэсовец приказал им остановиться, выкопать его обратно, а затем снова самим лечь в канаву. И снова приказал поляку их закопать. На этот раз он подчинился – или из чувства мести, или думая, что эсэсовец их тоже пощадит в последнюю минуту. Но надзиратель не помиловал: он притоптал сапогами землю над головами жертв. Через пять минут их – одного мертвого, а другого умирающего – отправили в крематорий.
Результат реализации всех правил:

«Заключенные, усвоившие постоянно внушаемую СС мысль, что им не на что надеяться, поверившие, что они никак не могут влиять на свое положение – такие заключенные становились, в буквальном смысле, ходячими трупами…».

Процесс превращения в таких зомби был прост и нагляден. Сначала человек прекращал действовать по своей воле: у него не оставалось внутреннего источника движения, все, что он делал, определялось давлением со стороны надзирателей. Они автоматически выполняли приказы, без какой-либо избирательности. Потом они переставали поднимать ноги при ходьбе, начинали очень характерно шаркать. Затем они начинали смотреть только перед собой. И тогда наступала смерть.

В зомби люди превращались тогда, когда отбрасывали всякую попытку осмыслить собственное поведение и приходили к состоянию, когда они могли принять все, что угодно, все, что исходило извне. «Те, кто выжили, поняли то, чего раньше не осознавали: они обладают последней, но, может быть, самой важной человеческой свободой – в любых обстоятельствах выбирать свое собственное отношение к происходящему». Там, где нет собственного отношения, начинается зомби.

– это уникальные создания, это уже не люди, но ещё не мертвецы. Они лишены каких-либо чувств, не осознают в полной мере того, то происходит вокруг них. Могут пройти мимо любимого и дорогого в их жизни человека, и даже не обратить внимания на него, так же не реагируют на свой дом, находясь вблизи него.

Они полны равнодушия ко всему происходящему с ними. Сохраняя способности говорить, дышать, двигаться, есть, они совсем не осознают того, что с ними происходит в настоящее время, и не помнят прошлого. Эти создания живут как бы в полусне, являясь легко управляемыми автоматами. Это есть формой «ходячего мертвеца », который навсегда застрял на грани жизни и смерти, в так называемой «пограничной зоне». Их участь намного плачевнее и даже хуже, чем вампиров и оборотней , так как последнего, если ранить в сердце, то удастся превратить в человеческое подобие; а вампирам присущи чувства к тем, кого они любят, потому они всё время к ним возвращаются.

Творцами «ходящих мертвецов » есть колдуны, которые живут на Гаити и называются – бокоры, которые исповедуют религию Вуду, что есть смешением верований католиков , американских индейцев и африканских поверий. Они с помощью заклинаний отбирают у человека разум и душу, и привносят лишь лёгкое подобие жизни, тем самым обрекая по факту на верную смерть.

Родиной этого феномена, как уже говорилось, есть остров Гаити. Гаитяне не редко становятся свидетелями того, как точно зная, что какой-то человек ушёл из жизни и был погребён, тот внезапно объявляется в человеческом обличии. Колдуны-бокоры держат таких «воскресших из мёртвых» у себя, использую их, как рабов, или же продают их для монотонной работы на многочисленных плантациях.

Как людей превращают в зомби

Жители Гаити в основной своей массе уверены в том, что проводя превращение умерших людей в зомби , колдуны крадут их бессмертные души. Существуют поверье что того, кого бокор желает сделать зомби , он выбирает ещё при жизни. А выглядит это, по мнению людей, следующим образом.

В кромешной темноте ночи колдун седлает своего гнедого коня и отправляется к жилищу потенциальной жертвы. Там, припадая устами к двери, он словно высасывает душу у жителя сего дома, после помещая её в специально приготовленную под неё посудину или бутылку, и плотно закрывает её. По истечению определённого времени, а это не заставляет себя долго ждать, так как человек без души жить не может, он умирает.

После того, как его похоронят, колдун в полночь со своими помощниками раскапывают это захоронение. Бокор произносит имя покойного и, в ответ на это тот пытается приподнять голову, потому как в руках у колдуна его душа. Когда он всё же поднимает свою голову, тот подносит к его лицу бутылку с душой и позволяет вдохнуть её. Вот и всё процесс превращения завершён, и бывший мертвец преобращается в «ходящего мертвеца ». После всего бывший труп поднимают из могилы, ударяют, для большей верности. Бутылкой по голове, а саму могилу закапывают, чтобы не возникало у людей вопросов.

Когда бокор проводит свою жертву возле родного дома, он говорит слова заклинания, после каких тот уже не сможет узнать то место, где прожил всю жизнь. Приведя же к себе домой, подобную управляемую марионетку. Колдун даёт выпить ему колдовского зелья. Это окончательно завершает процесс превращения, препятствую обратной реабилитации.
Я сомневаюсь в том, что прочитав подобное, вы планируете ближайший отпуск провести на Гаити.

Посмотрите видео про существование зомби

1982 год – этноботаник из Гарварда Уэйд Дэвис возглавил экспедицию на Гаити. Обнаружили, что местные колдуны могут готовить яд, который способен вызывать глубокий . Когда порошок втирают в кожу, он парализует нервную систему, дыхание почти исчезает.

При помощи местных духовных служителей Дэвис смог встретиться с колдунами и получить образцы яда для анализа. Его основным ингредиентом оказался тетрадоксин, один из наиболее сильных в мире ядов нервно-паралитического воздействия, превышающий действие цианистого калия в 500 раз. Яд этот получают из рыбы двузуба (диодон хистрикс). На Гаити рецепт такого ядовитого порошка знали еще 400 лет назад. Пока нет убедительных версий, которые смогли бы объяснить, как действует тетрадоксин и почему жертва остается в полном сознании.

Практику превращения человека в зомби завезли когда-то на остров жрецы вуду и потомки черных рабов – выходцев из Бенина (раньше – Дагомея). Состоит она из двух стадий: вначале убийства, а потом возвращения к жизни. Жертве, которую намеревались превратить в зомби, подсыпали в пищу яд тетрадоксин (согласно другим сведениям, яд этот втирали в кожу). У жертвы сразу же прекращалось дыхание, синела поверхность тела, стекленели глаза – наступала .

Спустя несколько дней умершего похищали с кладбища, чтобы якобы вернуть к жизни. Так он становился живым трупом. Осознание своего «я» возвращалось к нему не полностью или не возвращалось совсем. Рассказы очевидцев, которые встречали зомби, говорят о них как о людях, которые бессмысленно смотрят перед собой.

Имеется множество документальных свидетельств о зомби в реальной жизни. Так, в 1929 г. репортер «Нью-Йорк тайме» Вильям Сибрук издал книгу «Остров магии», в которой рассказывает о своей жизни на Гаити, в доме известной колдуньи Маман Сели.

Вот как он описал свою встречу с живым мертвецом: «Самое жуткое – глаза. И это вовсе не мое воображение. Это в действительности были глаза мертвеца, но не слепые, а горящие, расфокусированные, невидящие. Потому лицо было страшным. До такой степени пустым, словно за ним ничего нет. Не просто с отсутствием выражения, а с отсутствием возможности выражать. К тому времени я уже увидел на Гаити столько вещей, лежащих вне обычного человеческого опыта, что на мгновение полностью отключился и подумал, верней, почувствовал: “Великий Боже, может, вся эта чепуха – правда?’’»

По наблюдению исследователя, который провел на Гаити 3 года, для зомби заранее выбирали более сильных физически людей, чтобы потом, вернув к жизни, использовать их как рабов на плантациях сахарного тростника.


Как уже было сказано выше, практика зомби завезли на Гаити негры – выходцы из Бенина. Как видно, какие-то примеры возвращения к жизни практикуются в Бенине и в наше время. Об этом рассказал врач-путешественник из Америки, которому побывал на одном из таких сеансов.

«На земле, – писал он, – лежал человек, не подававший никаких признаков жизни. Я сел так, чтобы заслонить его своим телом, быстрым движением приподнял ему веки, для проверки зрачковой реакции. Реакция отсутствовала, не было и признаков биения сердца. Человек был в действительности мертв. Собравшиеся под руководством жреца запели ритмичную песню. Это было нечто среднее между воем и рычанием. Они пели все быстрей и громче. Казалось, звуки эти услышит и мертвый. Каково же было мое удивление, когда именно так и произошло.

Мертвый вдруг провел рукой по груди и попытался повернуться. Крики окружавших его людей слились в сплошной вой. Барабаны стали бить еще яростней. В конце концов, живой труп повернулся, поджал под себя ноги и медленно встал на четвереньки. Его глаза, которые несколько минут назад не реагировали на свет, теперь были широко раскрыты и смотрели на нас».

Возможно, что очевидец описал здесь нечто похожее на ритуал гаитянских зомби.

Еще такая история, рассказанная З.Херстон услышанная от матери умершего мальчика. В ночь после похорон его сестра вдруг услыхала на улице пение и непонятный шум. Она распознала голос брата, и ее плач разбудил весь дом. Домашние увидали из окна зловещую процессию мертвецов и с ними мальчика, похороненного накануне.

Когда он, с усилием переставляя ноги, поравнялся с окном, все услыхали его жалобный плач. «Но такой был ужас, внушаемый этими существами, что даже мать и сестра не решились выйти на улицу и попытаться его спасти». Процессия скрылась из виду. После этого сестра мальчика сошла с ума.

Ритуал зомби странным образом перекликается с магической практикой, и в наши дни бытующей у аборигенов Австралии. Согласно их рассказам, записанным этнографами, человека, заранее намеченного в качестве жертвы, похищает колдун и, положив на левый бок, вонзает ему в сердце заостренную кость или палочку. Когда сердце останавливается – это значит, что душа покинула тело. После чего посредством разных манипуляций колдун возвращает его к жизни, приказав забыть о том, что произошло с ним. Но при этом ему внушают, что спустя трое суток он умрет. Такой человек возвращается домой, на самом деле не догадываясь о том, что с ним произошло. Внешне он ничем не отличается от других людей, но это не человек, а лишь ходячее тело.

В одном тибетском монастыре писатель и историк А.Горбовский наблюдал совершение обряда «рланга», цель которого – помочь душе в посмертном ее состоянии. При большом стечении народа умершего приносят и кладут на монастырском дворе. Перед ним в позе лотоса располагается лама. Все происходит в полной тишине. Проходит какое-то время, и умерший медленно поднимается. Глаза его все так-же закрыты, лицо остается лицом мертвого человека. Двигаясь, как автомат, он три раза обходит по кругу место, где лежал, ложится вновь и замирает, готовый к погребению.

Может быть, прием кратковременного оживления трупов в тибетских монастырях основан на уверенности, что даже при отсутствии жизненных функций тела некоторые уровни сознания, некое начало в человеке продолжает воспринимать окружающее.

Исследованиями последних лет установлено, что смерть наступает не сразу. Это постепенная продолжительная эволюция организма с известной вероятностью обратимости – особый род существования. Труп не имеет биополя, но это также не признак: так его может потерять и живой человек и какое-то время жить без него.

Воскрешение живого трупа – как это объясняется

Д-р экономических наук, физик по образованию Борис Искаков создал смелую гипотезу. Суть ее в следующем. В современной науке накапливается все больше доказательств существования в природе такого феномена, как мировой лептонный газ (МЛГ), пронизывающий все тела Вселенной. Он состоит из сверхлегких микрочастиц, которых сегодня в научной литературе описаны десятки – электроны, позитроны, теоны, мюоны… Если сказать крайне упрощенно, лептоны – это носители человеческих мыслей и чувств, информации о предметах и явлениях материального мира. МГЛ содержит сведения обо всем, что было, есть и будет во Вселенной.

Именно взаимодействием мирового лептонного газа с предметом физического мира и человеческим мозгом возможно объяснить многие явления, которые по сей день считаются таинственными. Это телепатия, ясновидение и т. п. На поверхности кожи человека есть несколько сот биологически активных точек. Их излучения создают суммарные квантовые оболочки человеческого тела, расположенные одна внутри другой – по принципу матрешки. Собственное тело – это не весь человек, а лишь его видимое ядро, вокруг которого расположены его информационно-энергетические двойники. Излучение квантовых оболочек может быть связано с низкоэнергетическими реакциями «холодного бета-распада», происходящими в нервных клетках.

Опыты некоторых из исследователей показали, что при разрушении «ядра» начинают рассасываться и квантовые оболочки. Если они не получают информационно-энергетической подпитки, то период их полураспада будет равен примерно 9 дням, а полного распада – 40 дней. Это относится и к живым существам, и к неодушевленным предметам.

Любопытно, что эти сроки совпадают со временем поминок по усопшим. Древние руссы считали, что душа шесть дней «ходит» около своего дома, еще три дня – по полям и огородам возле родного села. Потому они справляли такие обряды: на 3-й день – погребение, на 6-й – прощание с домом, на 9-й – прощание с селением, на 40-й – прощание с Землей. Интересно, что в буддизме тоже фигурируют 40 дней, в течение которых душа ищет новое тело для перевоплощения. В течение этих 40 дней лама должен был читать умершему наставления, причем громко, внятно и без ошибок. Во время чтения нельзя было плакать и причитать, потому как это считалось вредным для умершего.

Согласно теории Б.Искакова возможно предположить, что сенситивы древности могли наблюдать квантовые оболочки умерших людей и видеть критические моменты, когда эти умершие нуждались в подпитке мыслями и чувствами родственников и друзей.

При дальнейшей разработке этой теории, пожалуй, возможно было бы найти объяснения и таинственным явлениям в тибетских монастырях.

«Зомби» на Гаити

На мысль о значительном времени, во время которого можно возвратить человека к жизни, наводят сообщения о «зомби» на Гаити. Практика эта была завезенакогда-то на остров жрецами «вуду» и потомками черных рабов-выходцев из сегодняшней Дагомеи.

Состоит она как бы из двух звеньев: сначала убийства, а затем возвращения к жизни. Жертве, которую намерены превратить в «зомби», подмешивают в еду яд, приготовленный из рыбы-двузуб (диодон хистрикс). Рыба эта содержит очень сильный нервно-паралитический яд (тет-родотоксин), превышающий степень воздействия цианистого калия в 500 раз. У жертвы сразу же прекращается дыхание, синеет поверхность тела, стекленеют глаза - наступает клиническая смерть.

Через несколько дней умершего от яда похищают с кладбища, чтобы якобы вернуть к жизни. Так он становится «зомби». Осознание своего «я» возвращается к нему не полностью или не возвращается вообще. В рассказах очевидцев, встречавших «зомби», говорится о них, как о людях, которые «бессмысленно смотрят перед собой». (Вспомните рассказ о дочери старика шамана , тоже возвращенной к жизни: «только глаза остались у нее мутные».)

Правда, такая потеря памяти и осознания себя не всегда оказывается необратимой. Судить об этом позволяет несколько случаев, связанных с «зомби», ставших известными в последнее время. Некая Натагетта Джозеф умерла в 1966 году, о чем ее родным была выдана справка местного полицейского управления. Она была похоронена, а шесть лет спустя односельчане встретили ее, блуждающую в окрестностях деревни, где она когда-то жила. В другом случае умерла тридцатилетняя женщина, о чем также была сделана запись в магистрате. А через три года муж встретил ее в состоянии «зомби» в отдаленной округе, где она работала на плантации.

История Клавдиуса Нарцисса

История с Клавдиусом Нарциссом получила особую огласку, т.к. случаем этим заинтересовались не только ученые, но и телевидение и газеты. У Нарцисса была долгая тяжба с братьями по поводу земельных участков. Весной 1962 года он неожиданно заболел, был помещен в больницу в Порт-о-Принц, где вскоре скончался. Факт смерти был констатирован двумя ведущими медиками больницы, один из которых был американский врач. Оплаканный родными, он был похоронен. Когда же сознание вернулось к нему, оказалось, что он находится на какой-то отдаленной ферме. Там он работал на полях от зари до зари с доброй сотней таких же, как он. Очевидно, время от времени им подмешивали в пищу какое-то одуряющее снадобье, туманившее память. Когда однажды почему-то это не было сделано, «зомби» разбежались и разбрелись по острову. Подозревая, что причиной того, что было сделано с ним, был его брат, Нарцисс не стал ни возвращаться в свою деревню, ни объявляться вообще. Однако кто-то из знавших его опознал «зомби» и сообщил родным. Делом заинтересовались власти. Нарцисс был доставлен в семью, где не был со дня своих похорон-восемнадцать лет. Близкие признали его, но отказались принять обратно. В ожидании, когда ему будет найден какой-то приют, Нарцисс был помещен в госпиталь.Фотография, где он был снят сидящим на собственном надгробье, обошла многие газеты мира.

По наблюдениям исследователя, проведшего на Гаити несколько лет, для «зомби» заранее выбирают наиболее сильных физически, чтобы потом, вернув к жизни, использовать их как рабов на плантациях сахарного тростника. Страх перед превращением в «зомби» настолько велик, что похоронный ритуал на Гаити включает ряд действий, цель которых помешать похитить умершего, чтобы вернуть его к жизни. Ритуал «зомби» странным образом перекликается смагической практикой, и по сей день бытующей у аборигенов Австралии. По их рассказам, записанным этнографами, человека, заранее намеченного в качестве жертвы, похищает колдун и, положив на левый бок, вонзает ему в сердце заостренную кость или палочку. Когда сердце останавливается, это значит-душа покинула тело. После этого посредством различных манипуляций колдун возвращает его к жизни, приказав забыть о том, что произошло с ним. Но при этом ему внушается, что через три дня он умрет. Такой человек возвращается домой, действительно не догадываясь о том, что с ним было проделано. Внешне он ничем не отличается от других людей, но это не человек, а только ходячее тело.

Я упоминал, что практика «зомби» была завезена на Гаити неграми-выходцами из Дагомеи. Судя по всему, какие-то приемы возвращения к жизни продолжают практиковаться в Дагомее и по сей день. Вот как рассказывает об этом американский врач-путешественник, которому случилось присутствовать на одном из таких «сеансов».

Как превращают в зомби?

«Человек лежал на земле, не проявляя никаких признаков жизни. Я заметил, что одно ухо у него было наполовину отрублено, но это была старая рана; больше никаких следов насилия видно не было. Вокруг него стояла группа негров, одни были совершенно голыми, на других были надеты длинные неподпоясанные рубахи. Среди них было несколько жрецов, которых можно было отличить по пучку волос на бритой голове. Слышался равномерный шум голосов: шла подготовка к церемонии.

Всем распоряжался старик в старом, вылинявшем армейском френче, свисавшем до коленей. Он покрикивал на остальных, размахивая руками. На его запястье был браслет из слоновой кости. Старик был, очевидно, главным жрецом фетиша, и ему предстояло сегодня изгонять злых духов».

Путешественник обратился к спутнику-местному жителю, который привел его туда:

Я белый доктор. Я хотел бы осмотреть человека и убедиться, что он действительно мертв. Сможешь ли ты это устроить?

После непродолжительных переговоров согласие было дано. Главный жрец прекратил свой начавшийся было танец. «Зрители собрались вокруг, с любопытством наблюдая за мной. На земле лежал здоровый молодой парень, более шести футов ростом, с широкой грудью и сильными руками. Я сел так, чтобы заслонить его своим телом, быстрым движением приподнял ему веки, чтобы проверить зрачковую реакцию по Аргил-Робинеону. Реакции не было, не было и признаков биения сердца…

…Нас окружила группа из тридцати человек. Низкими голосами они запели ритмичную песню. Это было нечто среднее между воем и рычанием. Они пели все быстрее и громче. Казалось, звуки эти услышит и мертвый. Каково же было мое удивление, когда именно так и случилось?

«Мертвый» неожиданно провел рукой по груди и попытался повернуться. Крики окружающих его людей слились в сплошной вопль. Барабаны начали бить еще яростнее. Наконец лежащий повернулся, поджал под себя йоги и медленно встал на четвереньки, его глаза, которые несколько минут назад ее реагировали на свет, теперь были широко раскрыты и смотрели на нас».

Местные жители, с которыми встречался путешественник в разных концах Дагомеи, говорили ему, что человека можно будто бы вернуть к жизни, если после его смерти не прошло много времени. Из слов некоторых европейцев, живущих в стране, также следовало, что он был не единственным белым, которому случилось присутствовать на подобной церемонии.

Другие народы практикующие оживление мертвых

В отличие от практики современных реаниматоров, когда возможность возвращения к жизни измеряется минутами, представители иных, неевропейских культур считают это время значительно большим. Так, на Гаити жрецы «вуду», имея в виду практику «зомби», говорят о десяти днях. У народов Сибири-применительно к шаманам-срок этот определяется в семь дней. Эти же семь дней упоминаются и в древнешумерских глиняных табличках. У североамериканских индейцев и племен Новой Гвинеи-шесть дней. У туруханеких шаманов, считалось, критический срок, чтобы вернуть человека к жизни, немного более суток. Важен, однако, здесь не временной перепад, который измеряется сутками, а сама устойчивость представления, что в рамках определенного времени, нескольких дней, возвращение к жизни возможно.

Некоторые из свидетельств, говорящих о подобных возвращениях, я привел. Есть все основания предполагать, однако, что большинство таких фактов потеряны и забыты, как потеряно и забыто много свидетельств прошлого.