Проект «Игры на асфальте. Проект "игры на асфальте" Игры нарисованные на асфальте

Автор : Жарова Анна Александровна, воспитатель частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 89 ОАО «РЖД», город Ярославль.
Описание материала : Предлагаю консультацию, имеющую педагогическую ценность для воспитателей и старших воспитателей, работающих по программе «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. В консультации раскрывается значение игр на асфальте с точки зрения реализации образовательных областей и развивающей предметно-пространственной среды.

Консультация «Игры на асфальте как средство и условие реализации основной образовательной программы ДОУ в летний период»


1. Реализация образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» через организацию игр с использованием рисунков на асфальте
Организация игр на асфальте в летний период позволяет решить следующие программные задачи данной области:
- В первую очередь, это развитие взаимодействия ребенка со сверстниками, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим. Так как данные игры часто носят соревновательный характер, то у детей формируется готовность к совместной деятельности, развивается умение договариваться между собой.
- В летний период асфальт может выступать местом повышенной опасности для дошкольников, так как во время игр часто случаются случаи «асфальтовой болезни». Во избежание травм необходимо формировать первичные представления о безопасных играх на асфальте, воспитывать осознанное отношение к выполнению правил безопасного поведения. Что также является программной задачей данной образовательной области.
- Участие в играх способствует становлению самостоятельности детей, выработки у них саморегуляции поведения; способствует формированию адекватного отношения к проигрышу или победе.
- Кроме того, формируются волевые черты характера. Так как многие игры основаны на продолжительном и многократном повторении однообразных действий, при выполнении которых возникает необходимость проявлять усилия для преодоления физического и эмоционального напряжения.

2. Реализация образовательной области «Познавательное развитие» через организацию игр с использованием рисунков на асфальте
С точки зрения данной образовательной области игры на асфальте можно использовать для:
- формирования элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, количестве, числе, части и целом
- развития восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, устанавливать простейшие связи, делать обобщения, выделять существенные признаки.

3. Реализация образовательной области «Речевое развитие» через организацию игр с использованием рисунков на асфальте
Организация данного вида игр способствует развитию свободного общения между детьми и взрослыми, овладению конструктивными способами и средствами взаимодействия. Кроме того, пополняет словарный запас детей, способствует усвоению обобщающих понятий, т.е. развитию компонентов устной речи. Использование в играх потешек, считалок, стишков приобщает детей к данному жанру художественной литературы.

4. Реализация образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» через организацию игр с использованием рисунков на асфальте
Красочно оформленные рисунки на асфальте позволяют решать задачи художественно-эстетической направленности: развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений. А организация игр с музыкальным сопровождением способствует развитию чувства ритма, умения передавать через движения характер музыки, т.е. развитию музыкальных способностей, ориентировке в пространстве и т.д.

5. Реализация образовательной области «Физическое развитие» через организацию игр с использованием рисунков на асфальте
Летний период является ключевым с точки зрения оздоровления детей. Организация игр на асфальте – эффективное средство закаливания детей, так как используются как минимум два закаливающих фактора: солнце и воздух. На асфальте в играх легко использовать упражнения, укрепляющие различные органы и системы организма, формировать первичные представления о здоровом образе жизни, пользе спорта, подвижных игр, влиянии свежего воздуха; формировать умение сообщать о своем самочувствии взрослым. Кроме того, данные игры позволяют развивать физические качества детей: быстроту, ловкость, выносливость, гибкость; совершенствуют двигательные умения и навыки. Т.е. позволяют организовать двигательную активность детей в летний период таким образом, что она становится хорошим дополнением к традиционной физкультуре.
6. Игры на асфальте как развивающая предметно-пространственная среда ДОУ
Рисунки на асфальте могут выступать как предметно-пространственная среда ДОУ, так как отвечают основным требованиям к организации среды, предъявляемым ФГОС и программой. В частности, являются содержательно-насыщенными и развивающими, поскольку позволяют решать программные задачи по всем образовательным областям. Являются доступными, так как не требуют специального оборудования и дополнительного места. Их легко организовать там, где есть асфальт. Количество участников не ограничено, правила предусматривают участие всех детей. Игры и упражнения многофункциональны и вариативны. Одну и ту же игру можно организовывать каждый день, но через разные виды двигательной активности. Эти виды игр легко использовать для совместной деятельности взрослого и детей, так и для самостоятельной деятельности детей. Кроме того, организованная таким образом среда отвечает требованиям здоровьясбережения и эстетической привлекательности.

Варианты игр на асфальте в условиях «Детского сада № 89 ОАО «РЖД»

1. Рисунок «Солнышко с косичками».


Варианты игр: «Поменяйся местами», «С кочки на кочку», «Кто быстрее до флажка?», «Найди свой бантик», «Попади в цель», «Удочка», «Кто сделает меньше прыжков», «Птички в гнездышках».
2. Рисунок «Змейка».


Варианты игр: «Полоса препятствий», «Донеси – не урони», «По ровненькой дорожке», «Караси и щука», «Хоккейный слалом», разные виды ведения мяча (футбольный, баскетбольный), «По тропинке», «Через ручеек».
3. Рисунки «Бабочка», «Божья коровка».


Варианты игр: «Целься точнее», «Найди свой цвет (фигуру)», «Кто лучше прыгнет», «Попади в круг (треугольник)», «Найди свое место», «По извилистой дорожке», «Не задень», «Не наступи».
4. Рисунок «Гусеница».


Варианты игр: «По следам», «Попади в каждый след», «Баскетболисты», «Целься точнее», «Пройди и перешагни»
5. Рисунок «Решетчатые классики».


В решетчатых "классиках" прыгают одной и двумя ногами попеременно - одна, одна, две, одна, две, одна, две, поворот и обратно.
6. Рисунок «Прямоугольные классики».


В прямоугольных «классиках» прыгают только на одной ноге.
7. Рисунок «Цветок» (разновидность прямоугольных «классиков»)


В действующем ФГОС ДО игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей, так как игра – ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всех областях. Авторы программы «От рождения до школы» выделяют отдельно раздел «Развитие игровой деятельности», признавая его исключительную важность. Использование игр на асфальте в летний период не только позволяют решить программные задачи по образовательным областям, но и способствуют решению задач развития игровой деятельности детей.

Литература:
1. От рождения до школы/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014

Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния ребенка при переходе из детского сада в школу. Поэтому активизируется поиск таких подходов к его оздоровлению, воспитанию и развитию средствами физкультуры, которые могли бы как повышать физическую подготовленность дошкольника, так и развивать его умственные и познавательные способности.
Создаваемая в дошкольных учреждениях предметно-развивающая среда должна соответствовать правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, отвечать анатомо-физиологическим особенностям ребенка, быть доступной, многофункциональной, практичной, экономичной и привлекательной для дошкольников.
В детском саду «Теремок» при организации двигательной активности детей на воздухе в качестве предметно-развивающей среды разработаны игры с использованием рисунков на асфальте.
Игры не требуют специального оборудования и дополнительного места. Их легко организовать там, где есть асфальт, – на групповом участке или дорожке вокруг детского сада.
Количество участников не ограничено, правила предусматривают одновременное участие в игре всех детей без выбывания.
Игры и упражнения многофункциональны и вариативны. Одну и ту же игру можно организовывать каждый день, но через разные виды двигательной активности и использование других рисунков. Меняющаяся игровая ситуация вносит разнообразие в процесс, развивает физические качества и навыки детей: быстроту реакции, ловкость, равновесие, координацию движений, выносливость, пространственную ориентировку, глазомер.
Занятия с использованием рисунков активизируют умственную деятельность, закрепляя полученные знания (прямой и обратный счет, формы геометрических фигур), кругозор детей, пополняют их словарный запас.
Игры содействуют обогащению нравственного опыта дошкольников. Организуя соревновательную деятельность, воспитатель учит их вежливому, внимательному отношению к товарищам по команде, умению управлять своим поведением в коллективе ровесников. Необходимость подчиняться правилам и реагировать на сигнал дисциплинирует детей, развивает у них сообразительность и самостоятельность.
Еще игры на асфальте способствуют формированию волевых черт характера ребенка. Они основаны на продолжительном и многократном повторении однообразных действий, при выполнении которых возникает необходимость проявлять усилия для преодоления физического и эмоционального напряжения.
Движения на свежем воздухе – эффективное средство закаливания детей.
Игры на асфальте являются хорошим дополнением к традиционной физкультуре, делая процесс каждодневных занятий эмоциональнее и разнообразнее.

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина детских товаров "3D-TOY.RU". В каталоге магазина Вы найдёте большое количество интересных товаров для детей и подростков. 3D ручки, аксессуары к ним (ABS, PLA, PRO пластик), трафареты, запасные части и инстурменты, умные GPS детские часы, Часы Smart Watch Q60 (https://3d-toy.ru/catalog/smart-baby-watch/smart-baby-watch-q60/), конструкторы из металла, пластика, дерева, глины, LEGO и многое другое. Гарантия качества, доступные цены, удобный поиск по каталогу, доставка по всей России. Посмотреть каталог товаров, цены, контакты и оформить заказ Вы сможете по ссылке: https://3d-toy.ru/.

Варианты игр и упражнений для старших дошкольников (5-7 лет)

«Воздушный шарик»

На асфальте нарисован огромный воздушный шар, внутри которого находятся 4 вида геометрических фигур с порядковыми номерами (рис. 1).
Рисунок используется для игр, упражнений и эстафет в организованной и самостоятельной деятельности детей при фронтальном и поточном способе. С целью повышения двигательного компонента и плотности физкультурно-оздоровительных мероприятий можно нарисовать два или три воздушных шарика.

Рис. 1

    «Кто быстрее?» (эстафета). Участвуют одновременно 2–4 команды, каждая из которых выстраивается с одной стороны «шарика» напротив определенной геометрической фигуры. По сигналу ведущего первые участники команд начинают передвигаться прыжками на одной или двух ногах с мячом между коленями по «фигурам» от цифры «1» до цифры «5» по порядку номеров.
    Выполнив задание, они выпрыгивают из «шарика» с противоположной стороны, в то время как в соревнование включаются следующие участники команды, и т.д. Закончив эстафету, команды выстраиваются на противоположной стороне «шарика». Эстафета повторяется, выполняются прыжки в обратном порядке.

    «Донеси – не урони» (эстафета). Дети передвигаются по «фигурам» по порядку номеров, стараясь удержать мешочек на голове.

    «По местам». Ребята встают на любую «фигуру». По сигналу ведущего «синие!» начинают бег вокруг «шарика» дети, стоящие на «фигурах» синего цвета, по сигналу «зеленые!» к ним присоединяются дети, стоящие на зеленых «фигурах», по сигналу «оранжевые!» – те, кто находится на «фигурах» оранжевого цвета, и т.д. Участники двигаются вокруг «шарика», отбивая мяч одной или двумя руками (попеременно правой и левой). По команде «по местам!» ребята стараются найти «фигуру» своего цвета.
    При повторении игры дети двигаются вокруг «шарика» подскоками, галопом.

«Змейка»

На асфальте вычерчивают две дорожки, равные по длине и количеству поворотов (рис. 2, 2а).
Рисунок «Змейка» интересен для проведения эстафет, аттракционов, общеразвивающих и игровых упражнений.

Рис. 2, 2а

    «Быстрая команда» (эстафета).

1-й вариант. Две одинаковые по количеству участников команды строятся на старте. Забег начинает игрок под номером 1. Как только он достигает финиша, стартует следующий участник и т.д. Эстафета заканчивается, когда вся команда построена на другом конце «дорожки».
2-й вариант. Ребята выполняют ведение баскетбольного (футбольного) мяча.
3-й вариант. Бег через короткую скакалку.
4-й вариант . Две команды одновременно начинают бег по «дорожкам», соблюдая повороты. Побеждает та, которая сделала меньше ошибок на дистанции и быстрее добралась до финиша.

    «Хоккейный слалом» (аттракцион). Ведение мяча (шайбы) клюшкой по «дорожке».

    «Донеси – не урони» (аттракцион). Ребенок несет теннисный шарик на ракетке.

    «Полоса препятствий» (эстафета). На каждом повороте «дорожки» установлен вертикальный или горизонтальный обруч. Дети пробегают дистанцию, пролезая в них. Победителем определяется команда, участники которой первыми выполнили задание и допустили меньше ошибок.

    «Пройди с мешочком на голове». Ходьба по контуру «змейки» с мешочком на голове.

    «Лови – бросай – упасть не давай». Дети строятся в шеренгу на самую ближнюю к ведущему часть «дорожки», который бросает мяч каждому игроку способом «снизу» («от груди с ударом о пол»). Ребенок ловит мяч и возвращает его ведущему этим же способом. Выполнив упражнение без ошибки, дети продолжают игру, отойдя назад, на следующую часть «дорожки». Допустивший ошибку в ловле или броске мяча остается на своем месте до следующей попытки. По окончании игры победителем выбирают участника, который оказался на самой дальней части «дорожки» от ведущего.

«Фрукты – овощи – ягоды»

Для организации двигательной активности детей на асфальте нужно изобразить овощи, фрукты и ягоды и расположить их в чередовании по кругу (рис. 3). Через рисунки можно отразить и другие темы, например: транспорт, спорт, деревья, грибы, цветы и т.д. Рисунки позволяют организовать фронтальную деятельность детей через игры и упражнения.

Рис. 3

    «Найди свою грядку». Дети располагаются в «домиках». По сигналу «яблоки» начинают бег вокруг рисунка ребята из «яблочных домиков», по сигналу «морковь» к ним присоединяются участники из «морковных», по сигналу «вишня» включаются в игру дети из «вишневых». По команде «в огород!» все стремятся занять свое первоначальное место. При повторении игры нужно менять способ передвижения ребят по площадке (разные виды бега, ходьбы). Если детей в игре больше, чем «домиков», то в одном «домике» могут находиться по 2 игрока. Следует отметить быстрых и внимательных ребят.
    Когда дети двигаются вокруг рисунка, они отбивают мяч одной или двумя руками (попеременно правой и левой).

    Не задень

Ведение мяча «змейкой» между фруктовыми, овощными и ягодными «домиками».

«Осенние листочки»

На рисунке «Осенние листочки» интересно проводить игры и эстафеты одномоментного участия детей (рис. 4). Изображают несколько видов осенних листьев в чередующемся порядке на двух противоположных сторонах площадки. Темы для игр: спорт, транспорт, цифры, фигуры, фрукты – овощи – ягоды, цветы и т.д.

Рис. 4

    «Кто быстрее?» (эстафета).

1-й вариант.Дети располагаются на «листочках», количество которых должно соответствовать числу ребят. По сигналу воспитателя «клен» бегут наперегонки только дети, стоящие на «кленовых листочках». Они добегают до таких же «листочков» на другой стороне площадки и возвращаются на свои места. Повторяя игру, воспитатель называет другие «листочки».
Двигаются ребята с мешочком на голове.
2-й вариант. Дети передвигаются по площадке, отбивая мяч. Можно использовать разные способы его ведения.

«Божья коровка»
(«Бабочка»)

На крыльях «божьей коровки» нарисованы следы (цифры) (рис. 5). Аналогичный вариант – «бабочка» с геометрическими фигурами на крыльях. Количество участников не ограничено. Задания на данном рисунке можно выполнять индивидуально и подгруппой детей, фронтально и поточно, в форме упражнений и эстафет.

Рис. 5

    «Кто быстрее (с мячом между коленями)?» (эстафета). Дети делятся на две команды и располагаются с одной стороны «божьей коровки» около каждого ее крыла. По сигналу первые участники начинают прыжки с мячом между коленями по порядку номеров. Выполнив задание, они обегают «божью коровку» сбоку и передают мяч следующему участнику своей команды, встав в ее конец. Эстафета заканчивается, когда все ребята выполнят задание.

    «Донеси и не урони» (эстафета). Команды передвигаются по «цифрам» по порядку номеров, стараясь удержать мешочек на голове.

    «По местам!». Дети встают на любую «цифру». Ведущий громко считает от 1 до 12. Каждый из ребят, чью «цифру» назвал ведущий, начинает ведение мяча вокруг «божьей коровки». По сигналу «по местам!» каждый старается найти свое место.

    «Баскетболисты».

1-й вариант. Дети передвигаются по «следам», одновременно выполняя ведение мяча.
2-й вариант. Ведение мяча «змейкой» между цифрами.

«Дубовый листок»

На асфальте изображают огромный лист (дубовый или кленовый). Его контуры представляют собой извилистую дорожку. Рисунок используется для проведения упражнений и эстафет. Эффективен поточный способ организации детей.

    «Баскетболисты». Ведение мяча «змейкой» между «насекомыми», по контуру «листочка».

«Гусеница» («Паровозик»)

Две-три одинаковые «гусеницы» (рис. 6) или «паровозика» подходят для соревнования 2–3 команд. Рационально использовать поточный способ организации детей.

Рис. 6

    «Кто быстрее?» (эстафета).

1-й вариант.Дети строятся в две команды. По сигналу ведущего первые участники команд начинают прыжки по следам «гусеницы» (стрелкам «вагончиков») и остаются на противоположной стороне рисунка. Затем задание начинают выполнять следующие участники и т.д. Побеждает команда, которая быстрее построится с другой стороны.
2-й вариант. Прыжки на одной, двух ногах с мешочком между коленями.

    «Баскетболисты». Ведение мяча «змейкой» между «вагонами».

«Цветок»

Рисунок интересен для организации индивидуальной и соревновательной деятельности детей (рис. 7). Количество цифр определяется программными задачами обучения с учетом зоны ближайшего развития детей.

Рис. 7

    «Кто быстрее?» (эстафета).

1-й вариант. Дети строятся в команды. По сигналу первый участник начинает передвигаться прыжками от цифры 1 до цифры 15. Как только он достигает цифры 15, стартует следующий игрок. Эстафета заканчивается, когда вся команда добирается до последней цифры.
2-й вариант. Участники команд передвигаются по цифрам по порядку номеров, стараясь удержать мешочек на голове.
3-й вариант. Задание выполняется с мешочком (мячом) между коленями.

«Солнышко с косичками»

«Солнышко с косичками» позволяет организовать фронтальную деятельность ребят через игры, упражнения и эстафеты (рис. 8). Количество нарисованных косичек-лучей должно соответствовать числу детей в подгруппе.

Рис. 8

    «Кто быстрее до флажка?» (эстафета). Дети выстраиваются в команды на «бантиках» по 2 ребенка на каждом. По сигналу ведущего первые участники команд начинают передвигаться прыжками по косичкам к центру «солнышка» по порядку номеров. Запрыгнув в центр, ребенок берет флажок и в обратном порядке прыжками возвращается на свой «бантик».

В это время вторые участники эстафеты отслеживают правильность выполнения задания товарищами по команде. После окончания эстафеты выбирается победитель, который быстрее всех и без ошибок выполнил задание. Эстафета повторяется, и дети в командах меняются ролями.
Ребята совершают прыжки на одной ноге или на двух с мячом (мешочком) между коленями.

    «Найди свой бантик». Дети располагаются на «бантиках». Если ребят по количеству больше, чем «бантиков», то на каждый «из них» встают по 2–3 человека. По сигналу «зеленые» начинают выполнять ведение мяча вокруг «солнышка» дети, стоящие на зеленых «бантиках», по сигналу «синие» к ним присоединяются стоящие на синих и т.д. По сигналу «по местам» все стараются занять «бантик» своего цвета. Ведение мяча ребята выполняют одной или двумя руками (попеременно правой и левой).

Таким образом, игры на асфальте помогают развитию двигательных качеств и способностей детей, психических процессов и свойств личности, формированию навыков и умений. Они повышают функциональные возможности организма ребенка, воспитывают нравственные и волевые качества, а также интерес к занятиям физическими упражнениями.

Литература

1. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 176 с.: ил.
2. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд. – М.: «Академия», 1997. – 192 с.
3. Миняева С.А. Подвижные игры дома и на улице. От 2 до 14 лет. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 208 с.: ил. – (Внимание: дети!).
4. «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка». – 2002. – № 1.

« Игры на асфальте»

Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния ребенка при переходе из детского сада в школу. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к его оздоровлению, воспитанию и развитию средствами физкультуры, которые могли бы как повышать физическую подготовленность дошкольника, так и развивать его умственные и познавательные способности.

Создаваемая в дошкольных учреждениях предметно-развивающая среда должна соответствовать правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, отвечать анатомо-физиологическим особенностям ребенка, быть доступной, многофункциональной, практичной, экономичной и привлекательной для дошкольников.

Для организации двигательной активности детей на воздухе в качестве предметно-развивающей среды разработаны игры с использованием рисунков на асфальте. Игры не требуют специального оборудования и дополнительного места. Их легко организовать там, где есть асфальт, – на групповом участке или дорожке вокруг детского сада. Количество участников не ограничено, правила предусматривают одновременное участие в игре всех детей без выбывания.

Игры и упражнения многофункциональны и вариативны. Одну и ту же игру можно организовывать каждый день, но через разные виды двигательной активности и использование других рисунков. Меняющаяся игровая ситуация вносит разнообразие в процесс, развивает физические качества и навыки детей: быстроту реакции, ловкость, равновесие, координацию движений, выносливость, пространственную ориентировку, глазомер.

Занятия с использованием рисунков активизируют умственную деятельность, закрепляя полученные знания (прямой и обратный счет, формы геометрических фигур), кругозор детей, пополняют их словарный запас.

Игры содействуют обогащению нравственного опыта дошкольников. Организуя соревновательную деятельность, воспитатель учит их вежливому, внимательному отношению к товарищам по команде, умению управлять своим поведением в коллективе ровесников. Необходимость подчиняться правилам и реагировать на сигнал дисциплинирует детей, развивает у них сообразительность и самостоятельность.

Также игры на асфальте способствуют формированию волевых черт характера ребенка. Они основаны на продолжительном и многократном повторении однообразных действий, при выполнении которых возникает необходимость проявлять усилия для преодоления физического и эмоционального напряжения.

Движения на свежем воздухе – эффективное средство закаливания детей.

Игры на асфальте являются хорошим дополнением к традиционной физкультуре, делая процесс каждодневных занятий эмоциональнее и разнообразнее.

«Воздушный шарик»

На асфальте нарисован огромный воздушный шар, внутри которого находятся 4 вида геометрических фигур (круги, ромбы, треугольники, квадраты) разного цвета с порядковыми номерами.

Рисунок «Воздушный шарик» используется для проведения игр, игровых упражнений и эстафет в организованной и самостоятельной деятельности детей при фронтальном и поточном способе. С целью повышения двигательного компонента и плотности физкультурно-оздоровительных мероприятий можно нарисовать два или три воздушных шарика.

«Найди своё место!» (3-7 лет). Дети передвигаются вокруг шарика, выполняя различные задания, например – обычная ходьба. По команде «Треугольники!» дети должны занять названную геометрическую фигуру. При каждом повторении способ передвижения детей меняется, а педагог называет новые фигуры (цифры, цвета).

«Кто быстрее?» (эстафета для детей 5-7 лет). Участвуют одновременно 2–4 команды, каждая из которых выстраивается с одной стороны «шарика» напротив определенной геометрической фигуры. По сигналу ведущего первые участники команд начинают передвигаться прыжками по своим фигурам по порядку – от цифры 1 до цифры 5; выполнив задание, выпрыгивают из шарика с противоположной стороны. В это время в соревнование включаются следующие участники команды и т. п. Закончив эстафету, команды выстраиваются на противоположной стороне шарика. Эстафета повторяется – дети выполняют прыжки в обратном порядке.

Вариант. Прыжки на одной или двух ногах с мячом (мешочком) между коленями по «фигурам» от цифры «1» до цифры «5» по порядку номеров.

«Донеси – не урони!» (эстафета для детей 5-7 лет). Дети передвигаются по «фигурам» по порядку номеров, стараясь удержать мешочек на голове.

«По местам!» (3-7 лет). Ребята встают на любую «фигуру». По сигналу ведущего «Синие!» начинают бег вокруг «шарика» дети, стоящие на «фигурах» синего цвета; по сигналу «Зеленые!» к ним присоединяются дети, стоящие на зеленых «фигурах», по сигналу «Оранжевые!» – те, кто находится на «фигурах» оранжевого цвета, и т.д. По команде «По местам!» все стараются найти фигуру своего цвета; при повторении игры двигаются вокруг шарика подскоками, галопом.

Вариант (5-7 лет). Участники двигаются вокруг «шарика», отбивая мяч одной или двумя руками (попеременно правой и левой). По команде «По местам!» ребята стараются найти «фигуру» своего цвета.

«С кочки на кочку прыгаем ловко» (2-5 лет). Прыжки на двух ногах по фигурам.

«Пройди и перешагни!» (2-5 лет). Ходьба с перешагиванием через фигуры.

«Не задень!» (3-5 лет). Ходьба или бег змейкой между фигурами, по кругу.

«Снайперы» ( 4-7 лет). На фигурах расставляют кольцебросы. Дети размещаются за контуром воздушного шарика, у каждого по три-пять колец, которые они по сигналу взрослого одновременно начинают набрасывать на кольцеброс. Игра заканчивается, когда у детей не останется колец. Подсчитываются попадания, выбирается самый меткий игрок, затем игра повторяется.

Вариант

«Змейка»

На асфальте вычерчивают две дорожки, равные по длине и количеству поворотов (рис. 2, 2а).

Рисунок «Змейка» интересен для проведения эстафет, аттракционов, общеразвивающих и игровых упражнений. Способ организации детей поточный.

«Быстрая команда»

1-й вариант. Две одинаковые по количеству участников команды строятся на старте. Забег начинает игрок под номером 1. Как только он достигает финиша, стартует следующий участник и т.д. Эстафета заканчивается, когда вся команда построена на другом конце «дорожки».

2-й вариант. Ребята выполняют ведение баскетбольного (футбольного) мяча.

3-й вариант. Бег через короткую скакалку.

4-й вариант. Две команды одновременно начинают бег по «дорожкам», соблюдая повороты. Побеждает та, которая сделала меньше ошибок на дистанции и быстрее добралась до финиша.

«Хоккейный слалом» (эстафета для детей 5-7 лет). Ведение мяча (шайбы) клюшкой по «дорожке».

«Донеси – не урони!» (эстафета для детей 5-7 лет). Ребенок несет теннисный шарик на ракетке.

«Полоса препятствий» (эстафета для детей 5-7 лет). На каждом повороте «дорожки» установлен вертикальный или горизонтальный обруч. Дети пробегают дистанцию, пролезая в них. Победителем определяется команда, участники которой первыми выполнили задание и допустили меньше ошибок.

«Пройди с мешочком на голове!» (эстафета для детей 5-7 лет). Ходьба по контуру «змейки» с мешочком на голове.

«Лови – бросай – упасть не давай!» (эстафета для детей 5-7 лет). Дети строятся в шеренгу на самую ближнюю к ведущему часть «дорожки», который бросает мяч каждому игроку способом «снизу» («от груди, с ударом о пол»). Ребенок ловит мяч и возвращает его ведущему этим же способом. Выполнив упражнение без ошибки, дети продолжают игру, отойдя назад, на следующую часть «дорожки». Допустивший ошибку в ловле или броске мяча остается на своем месте до следующей попытки. По окончании игры победителем выбирают участника, который оказался на самой дальней части «дорожки» от ведущего.

«Попади в цель!» (4-7 лет). На разных участках дорожки размещают кольцебросы, дети забрасывают на них кольца, всё время увеличивая расстояние между собой и кольцебросом.

Вариант (4-7 лет). На дорожке размещают корзины, в которые дети разными способами забрасывают набивные мешочки.

«Фрукты – овощи – ягоды»

Для организации двигательной активности детей на асфальте нужно изобразить овощи, фрукты и ягоды и расположить их в чередовании по кругу. Через рисунки можно отразить и другие темы, например: транспорт, спорт, деревья, грибы, цветы, геометрические фигуры и т.д. Рисунки позволяют организовать фронтальную деятельность детей через игры и упражнения.

«Успей занять дом!» (3-7 лет). Каждый ребёнок находится в «овощном», «ягодном» или «фруктовом» домике. Водящий стоит в центре, у него домика нет. По команде «Овощи!» дети, стоящие в овощных домиках, начинают меняются местами; по команде «Фрукты!» меняются местами дети из фруктовых домиков и т. д. Водящий должен успеть занять пустой домик. Ребенок, оставшийся без места, становится новым водящим. Если детей в игре больше, чем домиков, оставшиеся без них становятся водящими и пытаются занять пустое место.

«Найди свою грядку!» (3-7 лет). Дети располагаются в «домиках». По сигналу «Яблоки!» начинают бег вокруг рисунка ребята из «яблочных домиков», по сигналу «Морковь!» к ним присоединяются участники из «морковных», по сигналу «Вишня!» включаются в игру дети из «вишневых» домиков. По команде «В огород!» все стремятся занять свое первоначальное место. При повторении игры нужно менять способ передвижения ребят по площадке (разные виды бега, ходьбы). Если детей в игре больше, чем «домиков», то в одном «домике» могут находиться по 2 игрока. Следует отметить быстрых и внимательных ребят.

Вариант ( 5-7 лет). Дети двигаются вокруг рисунка, отбивая мяч одной рукой, двумя руками или попеременно правой и левой.

« Пройди и перешагни!» (2-4 года). Ходьба с перешагиванием через «фрукты», «овощи», «ягоды».

«Не задень!» (3-5 лет). Ходьба и бег змейкой между фруктовыми, овощными и ягодными домиками.

1-й вариант (4-7 лет). Ходьба змейкой с мешочком на голове.

2-й вариант (5-7 лет). Ведение мяча змейкой между рисунками.

«Осенние листочки»

На рисунке «Осенние листочки» интересно проводить игры и эстафеты одновременным участием всех детей. На двух противоположных сторонах площадки рисуют несколько видов осенних листьев в чередующемся порядке. Темы для игр разнообразны: спорт, транспорт, цифры, фигуры, фрукты – овощи – ягоды, цветы и т. д.

«Кто быстрее?» (эстафета для детей 4-7 лет).

1-й вариант . Дети располагаются на «листочках», количество которых должно соответствовать числу ребят. По сигналу воспитателя «Клен!» бегут наперегонки только дети, стоящие на «кленовых листочках». Они добегают до таких же «листочков» на другой стороне площадки и возвращаются на свои места. Повторяя игру, воспитатель называет другие «листочки».

2-й вариант . Дети передвигаются по площадке с мешочком на голове.

3-й вариант. Дети передвигаются по площадке, отбивая мяч. Можно использовать разные способы его ведения.

«Добеги и принеси!» (3-7 лет). Игроки располагаются на листочках с одной стороны площадки. На противоположной стороне напротив каждого ребёнка на таком же листочке лежит какой-нибудь предмет (кубик, флажок и т. д.). По команде ведущего дети должны добежать до своего предмета и принести его; при повторении эстафеты отнести предмет на прежнее место.

Вариант ( 4-7 лет). Дети располагаются с одно стороны площадки на листочках. На противоположной стороне напротив каждого ребёнка вертикально установлен обруч. По сигналу ведущего дети добегают до обручей, пролезают через них и возвращаются на своё место. Игру следует повторить несколько раз, называя разные листочки.

«Найди свой листок!» (3-7 лет). Все дети двигаются врассыпную, выполняя задания ведущего. Ведущий говорит название дерева – дети стараются встать на нарисованные на асфальте листочки от этого дерева. Игра продолжается, ведущий называет другие деревья.

«Поменяйтесь местами!» (4-7 лет). Дети выбирают себе пару и располагаются на разных концах площадки, на одинаковых листочках напротив друг друга. По сигналу «Рябина!» меняются местами те, кто стоит напротив друг друга на рябиновых листочках. При повторении игры ведущий называет другие деревья.

«Прокати и сбей!» (3-7 лет). Дети с мячами занимают листочки-домики. Напротив каждого ставят кеглю. Прокатывая мяч, ребёнок старается сбить её.

«Снайпер» (3-7 лет). Каждый ребёнок выбирает листок-мишень, располагается, напротив, на некотором расстоянии от него с мешочком, бросает его в горизонтальную цель разными способами.

Вариант (4-7 лет). На листочках размещают кольцебросы – дети забрасывают на них кольца.

«Божья коровка» («Бабочка»)

На крыльях «божьей коровки» нарисованы следы (цифры). Аналогичный вариант – «бабочка» с геометрическими фигурами на крыльях. Количество участников не ограничено. Задания на данном рисунке можно выполнять индивидуально и подгруппой детей, фронтально и поточно, в форме упражнений и эстафет.

«Кто быстрей с мячом между колен?» (эстафета для детей 6-7 лет). Дети делятся на две команды и располагаются с одной стороны «божьей коровки» около каждого ее крыла. По сигналу первые участники начинают прыжки с мячом между коленями по порядку номеров. Выполнив задание, они обегают «божью коровку» сбоку и передают мяч следующему участнику своей команды, встав в ее конец. Эстафета заканчивается, когда все ребята выполнят задание.

«Донеси – не урони!» (эстафета для детей 5-7 лет). Команды передвигаются по «цифрам» по порядку номеров, стараясь удержать мешочек на голове.

«По круглой дорожке» (2-5 лет). Ходьба, бег, прыжки по контуру божьей коровки (бабочки).

«Не задень!» (3-5 лет). Бег между фигурами.

«Не наступи!» (2-5 лет). Перешагивание и перепрыгивание через фигуры.

«Найди свою цифру» (3-7 лет). Дети двигаются вокруг божьей коровки (бабочки), выполняя задания педагога: он называет цифры – дети стараются встать на них. При каждом повторении игры педагог называет разные цифры.

«По местам!» (3-7 лет). Дети встают на любую цифру. Ведущий громко считает от 1 до 13. Ребенок, услышав свою цифру, начинает бег вокруг рисунка. По сигналу «По местам!» каждый старается найти своё место. При повторении игры дети двигаются вокруг божьей коровки подскоками, галопом.

Вариант (5-7 лет). Каждый ребёнок, чью цифру назвал ведущий, начинает вести мяч вокруг божьей коровки.

«Баскетболисты» (5-7 лет).

1-й вариант . Дети передвигаются по «следам», одновременно выполняя ведение мяча.

2-й вариант. Ведение мяча «змейкой» между цифрами.

«Снайпер» (3-7 лет). Дети располагаются за контуром рисунка и бросают набивные мешочки, стараясь попасть в разные фигуры.

1-й вариант (4-7 лет). Дети набрасывают кольца на кольцебросы.

2-й вариант. (3-7 лет). Прокатывая мячи, дети сбивают установленные на фигурах кегли.

«Дубовый листок»

На асфальте изображают огромный лист (дубовый или кленовый). Его контуры представляют собой извилистую дорожку в нутрии которой изображения разных насекомых. Рисунок используется для проведения упражнений и эстафет. Эффективен поточный способ организации детей.

«По извилистой дорожке» (2-7 лет). Ходьба и бег по контуру листа.

«Не задень!» (2-7 лет). Ходьба, бег, прыжки змейкой между насекомыми.

«Баскетболисты» (5-7 лет). Ведение мяча «змейкой» между «насекомыми», по контуру «листочка».

«Не наступи!» (2-5 лет). Ходьба с перешагиванием через божьих коровок и гусениц.

«Перепрыгни!» (2-7 лет). Прыжки через насекомых на одной, двух ногах, с мячом между колен.

«Гусеница» («Паровозик»)

Две-три одинаковые «гусеницы» (рис. 6) или «паровозика» подходят для соревнования 2–3 команд. Рационально использовать поточный способ организации детей.

«Кто быстрее?» (эстафета для детей 5-7 лет).

1-й вариант. Дети строятся в две команды. По сигналу ведущего первые участники команд начинают прыжки по следам «гусеницы» (стрелкам «вагончиков») и остаются на противоположной стороне рисунка. Затем задание начинают выполнять следующие участники и т.д. Побеждает команда, которая быстрее построится с другой стороны.

2-й вариант . Прыжки на одной, двух ногах с мешочком между коленями.

«Баскетболисты» (5-7 лет). Ведение мяча «змейкой» между «вагонами».

«Не задень!» (3-7 лет). Ходьба и бег змейкой между вагонами.

«Пройди и перешагни!» (2-7 лет). Ходьба с перешагиванием через гусеницу (вагоны) с мешочками на голове.

«Попади в каждый вагон!» (3-7 лет). Метание мешочков в горизонтальную цель разными способами.

«Цветок»

Рисунок интересен для организации индивидуальной и соревновательной деятельности детей. Количество цифр определяется программными задачами обучения с учетом зоны ближайшего развития детей.

«Кто быстрей?» (эстафета для детей 6-7 лет).

1-й вариант . Дети строятся в команды. По сигналу первый участник начинает передвигаться прыжками от цифры 1 до цифры 15. Как только он достигает цифры 15, стартует следующий игрок. Эстафета заканчивается, когда вся команда добирается до последней цифры.

2-й вариант. Участники команд передвигаются по цифрам по порядку номеров, стараясь удержать мешочек на голове.

3-й вариант. Задание выполняется с мешочком (мячом) между коленями.

«Попади в цель!» (3-7 лет). Метание мешочков в горизонтальную цель.

«Прокати и сбей!» (3-7 лет). Две команды выстраиваются около своих цветочков. На каждом их лепестке размещают кегли. По сигналу первый участник каждой команды добегает до цифры 1 и, прокатывая мяч, пытается сбить кеглю. Затем ловит мяч и встаёт в конец строя, а задание начинает выполнять следующий игрок. Эстафета заканчивается, когда все кегли на цветке будут сбиты. Побеждает самая меткая команда.

«Солнышко» («Цветик-семицветик»)

Для «Солнышка» и «Цветика-семицветика» потребуется много места: они предназначены для организации фронтальных мероприятий с большим количеством участников. Контуры рисунков представляют собой круглую и извилистую дорожки. Лепестки цветика-семицветика, а также лучи солнышка могут служить домиками, поэтому их количество должно соответствовать числу играющих детей. На рисунках также удобно организовать игры «Удочка», «Воробушки и кот», «Береги предмет». В этом случае размётки на асфальте помогут детям лучше ориентироваться в пространстве.

«Успей занять дом!» (3-7 лет). Каждый ребёнок находиться в домике. Водящий стоит в центре – у него нет домика. По сигналу «Зелёные!» дети, стоящие в этих домиках, начинают меняться местами. По команде «Синие!» меняются местами дети из синих домиков и т. д. Водящий должен успеть занять пустое место. Ребёнок, оставшийся без места, становиться новым водящим.

«Найди своё место» (3-7 лет). Дети располагаются в домиках. По сигналу «Жёлтые!» бег по площадке начинают дети из домиков жёлтого цвета; по сигналу «Синие!» к ним присоединяются дети из домиков синего цвета; по сигналу «Белые!» в игру включаются дети из домиков белого цвета. По команде «Домой!» все стараются занять своё место. При повторении игры целесообразно менять способ передвижения по площадке (разные виды бега, ходьбы, прыжков, ведение мяча). Если детей больше, чем домиков, то каждый из них занимают двое детей.

«По дорожке» (2-7 лет). Разные виды ходьбы и бега по кругу, извилистой линии.

«Меткий стрелок» (3-7 лет). Дети располагаются на лепестках, в центре рисунка – корзина. По сигналу взрослого они одновременно начинают забрасывать в корзину набивные мешочки.

Вариант (4-7 лет). В центре рисунка находится кольцеброс; дети по очереди забрасывают на него кольца.

«Солнышко с косичками»

«Солнышко с косичками» позволяет организовать фронтальную деятельность ребят через игры, упражнения и эстафеты. Количество нарисованных косичек-лучей должно соответствовать числу детей в подгруппе.

«Поменяйтесь местами!» (2-7 лет). Каждый ребёнок становиться на бантик, водящий встаёт в центр. По сигналу «Зелёные!» дети, стоящие на бантиках зелёного цвета, начинают меняться местами между собой; по команде «Синие!» меняются местами дети, стоящие на синих бантиках и т. д. Водящий должен успеть занять пустой бантик. Ребёнок оставшийся без места, становится новым водящим.

«Кто быстрее до флажка?» (4-7 лет). Дети выстраиваются в команды на «бантиках» по 2 ребенка на каждом. По сигналу ведущего первые участники команд начинают передвигаться прыжками по косичкам к центру «солнышка» по порядку номеров. Запрыгнув в центр, ребенок берет флажок и в обратном порядке прыжками возвращается на свой «бантик». В это время вторые участники эстафеты отслеживают правильность выполнения задания товарищами по команде. После окончания эстафеты выбирается победитель, который быстрее всех и без ошибок выполнил задание. Эстафета повторяется, и дети в командах меняются ролями.

Вариант (5-7 лет). Ребята совершают прыжки на одной ноге или на двух с мячом (мешочком) между коленями.

«Найди свой бантик!» (2-7 лет). Дети располагаются на «бантиках». Если ребят по количеству больше, чем «бантиков», то на каждый «из них» встают по 2–3 человека. По сигналу «Зеленые!» начинают выполнять ведение мяча вокруг «солнышка» дети, стоящие на зеленых «бантиках», по сигналу «синие» к ним присоединяются стоящие на синих и т.д. По сигналу «по местам» все стараются занять «бантик» своего цвета. Ведение мяча ребята выполняют одной или двумя руками (попеременно правой и левой).

«Попади в цель!» (2-7 лет). В центре солнышка находится кольцеброс, дети располагаются на бантиках. У каждого несколько колец, которые все одновременно начинают набрасывать на кольцеброс.

«Дорожки»

На асфальте рисуют две дорожки: прямую и извилистую длиной 3-4 метра. Их используют для самостоятельной и организованной деятельности детей 2-7 лет.

Задания:

    Бег по прямой извилистой дорожке.

    Прыжки через дорожку прямо, боком, на одной, на двух ногах.

    Перешагивание через дорожку.

    Прокатывание мяча по прямой дорожке.

    Ходьба с мешочком на голове.

    Ходьба с ведением мяча.

    Езда на велосипеде, самокате и т. п.

Таким образом, игры на асфальте способствуют развитию двигательных качеств и способностей детей, их двигательной сферы, психических процессов и свойств личности, формированию навыков и умений. Они удовлетворяют потребность ребёнка в движении, повышают функциональные возможности организма ребенка, воспитывают нравственные и волевые качества, а также интерес к занятиям физическими упражнениями.

Литература

1. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 176 с.: ил.

2. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд. – М.: «Академия», 1997. – 192 с.

3. Миняева С.А. Подвижные игры дома и на улице. От 2 до 14 лет. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 208 с.: ил. – (Внимание: дети!).

4. «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка». – 2002. – № 1.

Когда наступают солнечные дни, ребятишки выходят на улицы для того, чтобы порисовать на асфальте. Игры на асфальте с мелком могут стать хорошей развивающей игрой. Родителям желательно помочь своим чадам в организации такого увлекательного занятия. Для этого следует приобрести разноцветные мелки, подобрать лопатки, ведерочки и повести ребенка в безопасное место, где есть относительно чистый асфальт.

Идеи для игр мелками на асфальте

Чтобы родителям было легко и просто организовать игры с мелками, педагоги предлагают интересные идеи. Можно взять их за основу и внести свои творческие задумки. Еще интереснее и полезнее будет, если ребенок примет неспоредственное участие в таких придумках.

Мел в лужу

Если поблизости есть водоемы или даже лужи, то следует намочить мел и попробовать рисовать совершенно новым предметом.

Совет! Предварительное замачивание мела с водой и сахаром усилит цвет мелков, и ребенку будет гораздо интересней изображать.

Классики

Излюбленной и самой популярной игрой всех поколений являются классики. Суть игры заключается в том, что на асфальте надо начертить клетки, в которых изображены цифры от 1 до 10. Играющий бросает камушек на цифру и прыгает переменно сначала на одной, а потом на двух ножках до того места, куда упал камень, забирает его и возвращается в исходное место.

Крестики-нолики

Если ребенок пришел играть со своим другом, то лучшим развлечением станут крестики-нолики, которые развивают логическое мышление, внимание и быстроту реакций. Правила игры таковы: в первую очередь игроки договариваются о том, кто будет играть крестиком, а кто ноликом. Далее они поочередно ходят до тех пор, пока один из них не сформирует единую линию по горизонтали, диагонали или вертикали. Игрок, который смог это сделать, становится победителем.

Буква на облаке

Целью данной развлекательной программы является развитие навыков звукового анализа, а также зрительного закрепления букв. Суть заключается в том, что взрослый рисует на асфальте облака, на которых изображены буквы. Прыгая на каждое облачко, ребенок должен сказать слово, которое начинается на эту букву. Можно прыгать на облако и назвать не первую, а последнюю букву.

Казалось бы, играть в «змейку» очень просто на первый взгляд, однако если нарисовать детям полосы препятствий или дать им мячи (или шарики), то степень сложности возрастет. Это приведет к развитию памяти и моторики, внимания и координации в пространстве. Для того, чтобы поиграть в «змейку», понадобится несколько человек.

В зависимости от возраста играющих можно увеличивать степень сложности игры. Так, маленьким деткам достаточно просто нарисовать волнистую линию на асфальте, предложить им ухватиться друг за дружку и бежать по кривой линии. Старшим ребяткам можно предложить установить шарики или мячи между ними, и таким образом усложнить правила игры. Кроме того, детям младшего школьного возраста можно нарисовать две параллельные змейки, разделить большую компанию на две команды и устроить эстафету. Та команда, которая обойдет все препятствия быстрее, получит приз и будет считаться сильной, ловкой.

Совет! После работы с мелками ребенок может сильно испачкаться, поэтому родители должны позаботиться о чистоте своего чада и на прогулку не забыть взять с собой влажные салфетки.

Лабиринт

Пространственное представление и пространственное понятие можно развить с помощью «лабиринта». Дети рисуют ходы, в которых легко запутаться, но правильным является только один ход, идущий к выходу из лабиринта. Путем проб и ошибок ребенок должен добраться до конечной цели.

Светофор

Ведущий рисует разноцветными мелками светофоры для каждого участника игры. Затем дошкольники становятся каждый возле своего изображения и в зависимости от слов ведущего «внимание, иди, стоп» выбирают тот цвет, на котором человек должен остановиться, идти или оставаться внимательным к обстановке на дороге. Таким образом, малыши закрепляют знания правил дорожного движения, развивают двигательные навыки, а также зрительную память.

Контур фигуры

«Контур фигуры» считается самой экстремальной игрой среди всех вышеперечисленных утех. Это объясняется тем, что по правилам данного развлечения ребенок ложится на асфальт, а другие дети обводят контур его фигуры.

Совет! Проводить подобные игры рекомендуется на дачах, то есть в тех местах, где есть какая-либо уверенность в том, что асфальт находится в более-менее чистом состоянии, так как на общественных дорогах здоровьем рисковать не стоит.

Конкурс волшебных рисунков

По названию уже становиться понятно, о чем пойдет речь: детям дается время на то, чтобы они волшебные рисунки нарисовали мелками (герои сказок, волшебный замок, сказочные цветы), а затем по результатам осмотра выбирается лучший художник. Обязательно нужно подготовить призы для деток.

Дополнительные атрибуты для игр с мелками

В теплые дни ребенку хочется интересно погулять с друзьями на улице. Родители при этом хотят, чтобы их дети проводили время с пользой. Игры с мелками на асфальте - как раз то, что нужно. Однако одних мелков будет недостаточно для того, чтобы хорошо развлечься, ведь дети - непоседы, и одной придуманной игрой не отделаешься. Необходимо придумывать целую развлекательную программу с множеством конкурсов и соревнований. Поэтому для того, чтобы заинтересовать ребятишек, необходимо предоставить разные атрибуты для игры, которые помогут сохранить интерес на долгое время. В ходе игры детская фантазия не имеет границ, так что атрибутами могут быть самые разные предметы:

  • пластмассовые бутылочки, баночки, кружки;
  • формочки, из которых выпекают куличики;
  • лопатки;
  • ведерки;
  • сито;
  • специальные наборы детские наборы для игр в песочницах в виде морских обитателей, животных, предметов быта (можно обрисовывать формочки мелками);
  • палочки с деревьев, листики, камушки;
  • мячи или шарики;
  • игрушки для воды;
  • самокаты, игрушечные зонтики.

Возрастные особенности для игр с мелками

Игры для малышей существенно отличаются от игр школьников, поэтому и степень сложности в играх для каждого ребенка (в зависимости от его возраста) должна быть разной. Например, играя в змейку, совсем маленькие дети смогут бежать по волнистой линии друг за дружкой, но не смогут также бежать, если между ними установить воздушный шарик или мяч. Для малышей придумано очень много игр, причем для повышения интереса к ним хорошо подойдет загадка про мелки для детей:

Он может быть цветной и белый,
Им дети любят рисовать,
Художник он, в руках умелых,
Картины может создавать!

На асфальте, вот так дело
Я рисую чем-то белым,
Смоет дождь рисунок мой
Нарисую я другой!

Грибной дождь

Взрослый рисует круг и говорит, что это грибок, а играющие - дети (лесные жители) прячутся от волка. Правила игры таковы, что когда ведущий говорит слово «солнышко», дети бегают по представляемой ими полянке, а когда они слышат слово «дождь», они должны успеть спрятаться под гриб в круг. Тот, кто не успел - выбывает из игры. После каждого выбытия ведущий зачеркивает один кружочек, объясняя это тем, что его сорвал охотник. Игра продолжается до тех пор, пока не станет известно имя победителя.

Звери в зоопарке

Родители делают легкие рисунки на асфальте в виде изображения зверей, а дети рисуют животным еду, клетки, друзей.

Буква

Если ребенок более-менее ориентируется в алфавите, или же вы хотите его подучить перед школой, то следующая игра в виде развлечения будет важна. Взрослый показывает малышу буквы и произносит их, а тот должен стараться их писать и произносить. Подобная игра может быть организована при помощи трафаретов. Интересно для ребенка рисовать не только буквы, но и разные фигурки.

Зайчик

У детей вырабатывается очень много энергии, поэтому игра «Зайчик» подойдет для энергичных и веселых ребят, которые любят прыгать. Для этого необходимо нарисовать на асфальте разноцветные овалы и предложить ребенку прыгать из одного в другой, как зайчик.
Совет! Очень важно следить за водным режимом малышей во время подвижных игр, поэтому на прогулку всегда необходимо брать с собой воду.

Остров сокровищ

Каждый ребенок пытается всецело постигнуть весь мир, и поэтому его любопытство не имеет предела. Игра «Остров сокровищ» заключается в том, что по нарисованным мелками подсказкам в виде стрелочек или следов животных участникнаходит запрятанный от него клад. Эта игра является отличным поводом для того, чтобы завершить прогулку, ведь ребенок, получивший подарок, больше не захочет играть.

Игры для школьников должны быть более сложными и запутанными, что поможет развить в них логическое мышление, быстроту реакции, внимательность и мышление.

Извилистый путь

На дороге рисуется извилистый путь с полосами препятствий и обрывами. Школьник проехать этот путь на самокате, а там, где появляются обрывы - перепрыгивает и бежит дальше. Комбинация езды на транспортном средстве, прыжки и бег хорошо воспринимается детьми младшего школьного возраста.

Попади в цель

Участники должны нарисовать круг, насобирать орудия для мишени (шишки, камни, палки) и стараться бросать их в центр на небольшом расстоянии. Игра тренирует меткость и терпеливость.

Составление карты

Родители предлагают ребенку составить план города со всеми архитектурными сооружениями и культурными достопримечательностями.

Виды игр с мелками

Детские игры с мелками можно разделить на несколько видов:

  • подвижные (классики, лабиринт, змейка, грибной дождь);
  • обучающие (крестики-нолики, буква на облаке, светофор, составление карты);
  • развлекательные (попади в цель, мел в лужу, контур фигуры);
  • конкурсные (конкурс рисунков, грибной дождь).

Важно придерживаться нескольких правил при прогулке с детьми:

  • Прогулки и игры на свежем воздухе, особенно летом, положительно влияют на здоровье ребенка. Поэтому рисунки на асфальте станут подспорьем для обогащения игровой деятельности.
  • Соблюдение режима дня важно, так как ребенок должен быть бодр и весел;
  • Если у ребенка есть хронические заболевание, с собой на прогулку необходимо брать нужные ему медикаменты;
  • Стараться максимально отдалять детей от компьютеров, поэтому в теплое время года детские игры с мелками будут очень полезны;
  • В солнечную погоду, когда рисуем мелками на асфальте, во избежание перегрева следует надевать головной убор;
  • Длительность пребывания на солнце не должна превышать трех часов, так как более длительное присутствие негативно сказывается на состоянии кожи;
  • Обязательно перед прогулкой необходимо позаботиться о том, что у ребенка есть питьевая вода;
  • Родителям рекомендуется во избежание проблем со здоровьем для солнечных дней покупать малышам одежду из качественных натуральных тканей.

С приходом теплой и солнечной погоды все больше родителей с детьми выходят на улицы и площадки. Прогулки в детских садах становятся все длиннее. Чем же занять ребенка на улице во время прогулки?

Можно предложите детям игры с мелками на асфальте

Все предложенные игры хороши тем, что они не требуют длительной подготовки. Вы, ребенок, пачка мелков, асфальт и хорошее настроение — все, что потребуется для веселой игры.

1. Игра с мелками — Точки.

Мама ставит на асфальте много точек мелом, а ребенок соединяет их сплошными линиями. После того, как все точки соединены можно вместе пофантазировать что за фигура получилась. Эта игра подойдет даже для самых маленьких деток.

2. Игра с мелками — Искатели сокровищ.

Мелом рисуем квадрат и делим его на части. В каждой клетке рисуем какой то предмет: веточка, листик, камушек, мячик и т.д. Задача ребенка найти в окружающем пространстве эти предметы и собрать их в квадрат или хотя бы показать их, если принести возможности нет. Количество частей на ваше усмотрение — оно зависит от возраста ребенка, его упорства и фантазии мамы.

3. Игра с мелками — Полоса препятствий

Мелом на асфальте рисуем извилистые или ломаные линии, коридорчики из двух линий. Можно дополнить их различными препятствиями. Задача ребенка — пройти, пропрыгать или проехать на самокате\велосипеде по линии или между линиями весь путь. Препятствия объезжать или перепрыгивать. Игра очень веселая и нравится детям всех возрастов.

4. Игра с мелками — Мишень

На асфальте мелом рисуем мишень и кидаем в нее камушками. В простом варианте для малышей достаточно просто попасть в мишень. В более сложном можно нарисовать мишень с зонами разной ценности и делать серию бросков, считая кто больше очков наберет за точность попадания.

5. Игра с мелками — Классики

Игра, знакомая всем с детства. Рисуем на асфальте сетку классиков. Малыши могут просто прыгать от 1 до 10. Дети постарше кидают камешек и прыгают до него, затем с камушком возвращаются обратно.

6. Игра с мелками — Зоопарк

По очереди дети или мама и ребенок рисуют разных зверей. Начать можно с самых маленьких — мышки, кошечки, зайчика и с каждым рисунком придумывать и рисовать зверя все большего размера. После того, как все звери нарисованы возможны разные вариации. Можно сажать зверей в «клетки», обрисовывая вокруг них большие квадраты. Можно рисовать для зверей детенышей или рисовать подходящую для них еду.

7. Игра с мелками — Путешествие

Рисуем на асфальте поезд из нескольких вагончиков. Вагончики могут быть разной формы, разного размера, разного цвета или просто пронумерованы. Таким образом в зависимости от возраста ребенка можно тренировать различные понятия. Мама-машинист предлагает ребенку занять свое место в определенном вагончике (называется номер, цвет, размер или форма). После этого машинист объявляет до какой станции едет поезд. Тут на помощь призываем фантазию — на станции прыгательная — прыгаем, на станции присядка — приседаем, на криачальной станции — кричим и т.д. Детям, которые уже говорят интересно бывает предложить назвать следующую станцию самостоятельно. После того, как задание выполнено машинист объявляет посадку по вагонам и поезд едет дальше.

8. Игра с мелками — Фигуры и части.

Предлагаем ребенку нарисовать на асфальте различные фигуры, придумать что за предмет может быть такой формы, поделить его на части. Например, овал может быть хлебом и его можно порезать на много кусочков. Круг может быть тортом, квадрат — окошком.

9. Игра с мелками — По кочкам

Мелками рисуем на асфальте «кочки». Они могут быть разных цветов, разных форм, с буквами или цифрами. Ребенку предложите прыгать с кочки на кочку и называть ее отличительные свойства: красная, квадратная, цифра 3, буква В и т.д.