Роспись в украинском стиле. Народная роспись и ее символика. Материал и приемы росписей

О селе Петриковка

Живописная Петриковка была основана в XVIII столетии полтавским казаком Петриком как зимовник. Хотя, местные жители уверены в том, что основателем села является атаман Войска Запорожского Петр Калнишевский.

не известен , CC BY-SA 3.0

Изначально Петриковка была «казенной государственной слободой» и поэтому никогда не знала крепостного гнета.

Зарождение традиции

Всё началось с домовых росписей. Вольные казачки придумали украшать яркими росписями свои белёные хаты, печи да стены внутри. Шло время, дожди смывали цветы, хату белили заново и на свежей побелке «вырастали» новые цветы и Жар-птицы, ещё краше прежних.

Татьяна Пата , CC BY-SA 3.0

Петриковка была крупным торговым центром. Трижды в год здесь проходили большие ярмарки, где жители могли продавать свои изделия. Это также способствовало развитию народного искусства.

Сюжеты

Петриковка была своеобразным культурным и общественным центром. Каждая хозяйка стремилась украсить своё жильё оригинальным рисунком, который выделил бы её хату на фоне других.

Александра Пикуш, фабрика петриковской росписи , CC BY-SA 3.0

Чем живописней и нарядней было убранство двора и хаты, тем благополучней и успешней считалась семья. Долгими зимними вечерами задумывались и подготавливались эскизы.

Роспись наносили на колодцы, посуду, домашнюю мебель. Рисовали птиц и цветы, разнообразием которых богат здешний край, по контуру наружных стен хаты пускали так называемые «бегунки», на потолке рисовались «малёвки».

Галина Назаренко , CC BY-SA 3.0

Очень популярным стало рисовать калину, «цыбульки», петухов, кукушек и сказочных жар-птиц, которые давали полёт фантазии при своём написании. Ещё рисовали фрукты и овощи, колоски и траву.

Конечно расписывали и домашнюю утварь - сундуки, народные инструменты, сеялки, сани, особенно развилась декоративная роспись по дереву, подлаковая роспись, надглазурная и подглазурная роспись фарфора. Постепенно была воссоздана технология росписи стекла, современные мастера расписывают рушники и блузы из ткани, кошельки из кожи.

Развитие

Свое развитие роспись получила благодаря одарённости жителей села Петриковка - сельского учителя Стативы Александра Федосеевича (1898-1966). Он стал организатором Петриковской школы декоративного рисования (1936-1941 годы), в которой преподавала Т. А. Пата и её дочь Векла Кучеренко.

Наталья Статива-Жарко , CC BY-SA 3.0

Большой вклад в развитие росписи внесли заслуженные мастера народного творчества УССР и всех их многочисленных учеников, деятельность которых и привела к возрождению и всестороннему развитию этого искусства.

Роспись сегодня

Постепенно роспись стала настолько популярна, что была организована фабрика «Петриковская роспись». Художественная продукция её стала очень популярна в разных странах, особенно в России.

не известен , CC BY-SA 3.0

Фабрика работала до 2004 года там была художественная мастерская на 90 рабочих мест и творческая мастерская для 10 мастеров, при фабрике был открыт Музей истории декоративной росписи.

В 2004 году, 16 апреля, фабрика «Петриковская роспись» обанкротилась и прекратила свою работу.

В июле 2011 года фабрика Петриковской художественной росписи была уничтожена, имущество и оборудование снято и вывезено.

Сегодня работает Центр народного творчества «Петриковка» (в нём трудятся около 40 мастеров), работают предприятия серийно выпускающие сувенирную продукцию с петриковской росписью в Киеве, Днепропетровске.

Марфа Тимченко , CC BY-SA 3.0

Многие мастера в Петриковке работают в собственных, домашних мастерских, реализуют свою продукцию в художественных салонах, сувенирных магазинах, на фестивалях, ярмарках, обучают членов своих семей и всех желающих, либо преподают в школах и студиях, участвуют в официальных государственных мероприятиях.

Николай Самокиш , CC BY-SA 3.0

В Петриковке работает детская художественная школа им. Т. А. Паты, районный музей этнографии, быта и народно-прикладного искусства, собрания петриковской росписи хранятся в краеведческих, исторических и художественных музеях на Украине и за её пределами организуются кружки петриковской росписи, проводятся выставки.

Роман Иванович , CC BY-SA 3.0

Традиции предков сохраняют люди, с детства впитавшие их, но по обстоятельствам проживающие далеко от родных мест. Об этом говорят работы самобытной художницы из Беларуси.

Фотогалерея












Полезная информация

Петриковская роспись, «петриковка»
укр. «петриківка»

Всемирная известность

Петриковская роспись - всемирно известный художественный промысел, декоративно-орнаментальная народная живопись, образцы которой были найдены на территории современной Днепропетровской области Украины и стали известны благодаря работе Д. И. Яворницкого, Е. К. Эвенбах.

Развивалась в виде настенной живописи, а затем, в начале XX столетия, в связи с возросшим спросом на настенную роспись стали делать бумажные «малёвки» для оформления интерьера, декора предметов быта. Сформировалась как самостоятельный вид станковой декоративной графики и широко распространилась как самостоятельная художественная школа.

Общие традиции

Было время, когда славянские народы особо не делились по «пограничному принципу». Поэтому и сложилось много общих традиций.

Дом, как и одежду, украшали узорами. Роспись на доме и внутри его выполняла функцию украшения, оберега, молитвы к Богу.

Традиция домовой росписи существовала не только на Украине. В России она бытовала на Урале, Алтае, в Сибири, Вологодской области. Недавно был найден расписанный дом в Саратовской области (в с. Поповка Хвалынского района).

Петриковская роспись в России

Эту яркую роспись легко можно встретить в различных уголках большой России. Существуют курсы, обучающие росписи в этом стиле, о Петриковской росписи рассказывают студентам наряду с другими видами декоративно-прикладного искусства.

Выпускаются детские наборы из серии «Сделай сам» и книжки-раскраски, где в основу положено знакомство с яркой и самобытной Петриковской росписью.

Петриковская роспись в списке ЮНЕСКО

5 декабря 2013 года ЮНЕСКО приняло решение о включении Петриковской росписи в Список нематериального культурного наследия человечества.

Выставки «петриковки» в последние годы проводились в Европарламенте, а также в странах Евросоюза и Азии.

Символика в росписи

Народное искусство всегда символично. Символичны и многие мотивы петриковской орнаментики. Например, красные ягоды калины означают девичью красу, кукушка предсказывает, сколько предстоит прожить лет, петух знаменует наступление нового дня.

Краски тоже обладают символическим значением: теплые – красные,
оранжевые, желтые – передают радость бытия, а холодные – синие, фиолетовые, голубые – грусть, печаль,
задумчивость.

Чем расписывают

Для петриковской росписи характерен растительный цветочный орнамент, продолжающий традиции украинского барокко. Ей присуще большое разнообразие колористических и композиционных решений, применяемых материалов и техник.

Может быть выполнена цветными глинами, растительными красителями, анилиновыми, масляными, акварельными, акриловыми красками, темперами, гуашью, с добавлением яичного желтка, молока, спирта, самодельными (особенно из кошачьей шерсти) и фабричными кисточками, а также пальцами, пипетками, камышовыми палочками, на светлом, цветном или чёрном фоне, часто у каждого мастера собственный почерк, подход к стилизации, своя трактовка традиционных элементов росписи.

Для начала пару слов о Петриковской росписи.
Яркой страницей вошла декоративная роспись в историю культуры украинского народа. Далеко за пределами Украины известные имена народных мастеров села Петриковки Днепропетровской области.

Ажурный, графически четкий орнамент, который в прошлом развивался как настенная роспись и декор бытовых предметов, сегодня широко используется в художественной промышленности, книжной графике, оформлении и.т.п… Волшебный петриковский цветок расцвел на замечательному фарфоровом блюде, загадочным узором лег на шелковую ткань, ценным самоцветом засверкал на лакированной поверхности сувенирной шкатулки.

Своеобразный орнамент Петриковки имел давние традиции, свой пластический язык, технику и свой арсенал художественных образов. Из поколения в поколение передавались традиции росписи, самобытного, преимущественно растительного орнамента, который впоследствии все более совершенствовался. Бытовые вещи с петриковской росписью, которые находятся в музеях, относятся к ХУШ-ХІХ столетиям. Сам же орнамент ведет начало от старинной традиционной орнаментики, которая широко применялась в быте запорожцев, украшая жилья, начинку и оружие.

Современный петриковский орнамент характеризуется, прежде всего, как растительный, преимущественно цветочный. Он основывается на внимательном изучении реальных форм местной флоры и создании на этой основе фантастических, несуществующих в природе цветов (например, «лучка» или «кучерявки»). Широкое применение имеют мотивы садовых (георгины, астри, розы) и луговых (ромени, василька) цветов и ягод калины, клубники и винограда. Характерными являются также изображение листвы, которую называют «папоротником», бутонов и перистой ажурной листвы. Для петриковсих орнаменталистов характерные чрезвычайно точный глазомер и удивительная ловкость руки - все мастера рисуют без предварительно намеченного контура, не пользуясь ни одним измерительным инструментом. Виртуозность выполнения достигается письмом с помощью тоненькой кисточки из кошачьей шерсти. Кроме кисти, Петриковские мастера применяют стебли, щепочки, а ягоды и некоторые цветы рисуют просто пальцем.

… Петриковская роспись зародилась на побеленой стене украинской хаты-мазанки. Технология изготовления краски была проста и в тоже время уникальна - яичный желток размешанный с соком. Естественно, такая краска не долговечна и раз в год или к праздникам приходилось перекрашивать. Но во внегласном соревновании на лучшую роспись своей хаты уже недостаточно было просто перекрасить или нарисовать такой же узор - его обязательно нужно сделать еще более красивым, более эксклюзивным… Так, из любви простого народа к прекрасному, возник этот отдельный по методике исполнения и по истории развития вид изобразительного искусства Петриковская РОСПИСЬ. Прошло немало лет с тех пор, как была раскрашена первая казацкая хата поселения славного казака Петрика, посеяны первые семена нового народного искусства. Считается, что именно от него произошло название - Петриковка, где впоследсвии была зарождена и взрощена знаменитая петриковская роспись силами Центра народного искусства «Петриковка»
Фотографий много, но я даже не все сфотографировала)
Мне выставка очень понравилась! Приятного просмотра!





























Роспись стен как традиция возникла достаточно давно, но точная дата, к сожалению, не определена. Конечно, существуют рассказы, почти былинные, о домах c нанесенными изображениями небесных светил, есть раскопки археологов помещений киевского региона IX -XII вв., в которых находят остатки фресок. Но это тем не менее не позволяет с точностью определить время возникновения росписи.

Это народное искусство периода XIX - начала XX в. было очень распространено в культуре Украины, свидетельствуют об этом разнообразные исследования культуры и жизни различных регионов страны. Достаточно часто упоминается об этом виде творчества и в литературных источниках, описывающих крестьянский быт.

Существует версия, что настенная роспись возникла и развивалась как отражение осознания украинцами окружающего мира, и это изображалось магическими или аграрно-бытовыми знаками и символами. Со временем их сакральное значение постепенно исчезало из рисунков, развивалось орнаментальное, декоративное рисование тех же самых знаков, но с другим наполнением, скорее эстетичным и декоративным. А магическое, культовое и обрядовое значение выходило из употребления. И с XIX в. настенная роспись начинает формироваться только как орнаментальное украшение и декор.

Роспись не была одним из первых видов искусства, она возникла гораздо позже других направлений декоративно-прикладного искусства, таких как вышивка, писанкарство, ковроткачество, ткачество или изготовление изразцов. Поэтому она включает традиции и некоторые элементы, свойственные этим видам, и объединяет их через свое отражение. Роспись стен иногда была заменой привычным приемам украшения сельского жилища, иногда употреблялась вместе с ними, тем самым подчеркивая построение и архитектурные особенности того или иного сооружения.

Каких-либо предварительных эскизов к будущему рисунке не делалось, сам процесс росписи не делился на этапы и не имел четкой схемы подготовки. Он выполнялся сразу, а порой и вообще только возобновлял предыдущий рисунок. Делалось это два раза в год, и каждый раз имел закрепленность к определенному событию - нового мащения, то есть перед праздниками весной и осенью. Роспись выполнялась только женщинами.

Краски для этого действа использовались обычно природного происхождения. Это могла быть сажа, ягоды бузины, сок лебеды, отвар из луковой шелухи, сок вишен или шелковицы, лепестки подсолнечника, могли использоваться анилиновые краски, глины. Иногда растительный сок перемешивали с перетертой белой глиной, сажей, толченым углем или брали красную глину. Иногда просто перемешивали разные глины. Таким образом мастерицы получали целую палитру цветов, оттенков и возможность их смешивать, создавая новые оттенки. Поэтому трудно было встретить роспись только двумя или тремя красками. К краскам нужно было добавлять вяжущее вещество, поэтому к ним примешивали яичный желток, иногда молоко. Краска, содержащая такие примеси, была более прочной и не изменяла свой цвет, не «линяла».

Кисти для росписи делались из кошачьей шерсти и использовались любые щетки, по необходимости, даже можно было применять обычную тряпку. Чтобы правильно и четко изобразить геометрические фигуры, разные линии, пользовались посудой, шнурками как лекалами, сложные фигуры изготавливали из картофельных клубней, такая себе вариация штампа.

Начиналась роспись с печи и трубы, после печи переходила на стены, проходила над окнами, шла по углам. Печь разрисовывали схематически стилизованными изображенными птиц - это могли быть павлины, фазаны, или даже грифоны. Там же на печи рисовали дерево жизни с сидящими на нем птицами, спирали, вращающиеся диски, в кругах изображали кресты, зигзаги, вырисовывались растительные орнаменты, созвездия. Эта символика была знакома еще с первобытных времен. Стены расписывались обычно деревом жизни и птицами, символическим кувшином – из него как основы вырастает куст. Этот кувшин назывался вазон. На стенах также часто были нанесены брачные символы - ими были райские птицы, кисти винограда.

В народной росписи отображалось фольклорно-образное осознание украинцами мира вокруг них, изображенном в знаках и символах. Они несли космологическое осмысления мироздания. Так роспись была напрямую связана с силами природы, одухотворяла постройку, дом, привязывала ее к миру, к земле, насыщала земной силой. Так символика несла в себе народные знания, верования и представления о себе, мир, смысл жизни.

Заимствования в росписи традиций и элементов предыдущих видов, и направлений народного искусства хорошо видно, учитывая ее производность от ранее возникших направлений искусства и само время ее возникновения.

Например, из ткачества роспись позаимствовала ломаную зигзагообразную ломаную линию, которая была обрамлена двумя прямыми линиями, перечеркнута штрихами между изломами. Узор под названием «косицы» можно найти на глиняных изделиях древности. В старинных рукописях встречается листок лотоса, похожий на куриные лапки. Писанкарство подарило росписи спиралевидного «вертуна». Вначале элементы и части росписи были очень похожи на характер орнаментов в вышивке, резьбе, ковроделии и подобном. Однако со временем роспись развивалась во все более самостоятельный вид творчества, приобретала свои собственные черты и мотивы, составила свою систему и закономерности и продолжила развиваться уже по своим законам.

Образы настенной росписи имеют в своей основе аграрно-космологическую идею о том, что жизнь человека и природа связаны и переплетены между собой. Даже само время создания новых росписей или возобновление старых связано с этим – ведь это происходит накануне праздника великой Пасхи, который еще с язычества является символом воскресения, оживления природы, жизни, красоты его цветения и жизненной силы.

Почему печь стала основным композиционным центром росписи? Надо полагать, потому, что именно там живет огонь, который является одним из элементов жизнетворения. А еще там, под печью, если верить народным приметам, живет охранник дома и домашнего очага - домовой. К тому же культ предков сосредоточивал внимание именно на печи: в старину под очагом хоронили умерших. А учитывая то, что росписью занимались женщины, которые по сути своей были хранительницами традиций и верований, сами охраняли очаг дома, то и все культовые традиции, ритуалы и обряды тщательно хранились и почитались ними.

Печь очень часто покрывали геометрическими орнаментами, деревом жизни - это напоминало о дохристианских временах, когда души живых и умерших объединялись через деревья и растения.

Так можно увидеть, что основным и наиболее употребляемым элементом росписи является дерево жизни, «вазон». Он может быть самостоятельной композицией, а может быть частью ленты - бесконечного орнамента росписи. Такой орнамент является наиболее распространенным в этом направлении народного искусства. Он изображается в вышивке, на коврах, керамике, вытынанках, расписанных сундуках. Кроме изделий и культуры Украины, «вазон» распространен также и в искусстве Европы.

Дерево жизни в культуре Украины имеет фольклорное происхождение: дерево и птицы являются символом мироздания. Трехъярусность мира передавалась идеограммами, которые встречались в росписи сундуков, саней (спинок) и др. Большой солярный знак в таких идеограммах символизирует светило, дающее всему вокруг жизнь. Малые солярные знаки также несут в себе символический смысл: вазоны, птицы - земная жизнь, рыбы и змеи - потусторонний мир.

Элементы в виде виноградных листьев, гроздьев на «вазоне» составляют «чудесное дерево», которое символизирует благополучие семьи, порой напоминает о невесте. Проходило время, действовали разные социально-исторические условия, и роспись как искусство понемногу начала терять свой глубокий сакральный смысл, заменяясь на проявления богатой творческой фантазии.

Новые виды росписи приобретали другие формы и качества, переходили на другую материю - например, бумагу. Центром таких «малевок» считается село Петриковка, расположенное на Днепропетровщине. Сначала «малевка» была заменителем определенных деталей росписи настенного, в отдельных местах дома, но со временем отмежевалась и стала отдельным самостоятельным видом искусства. Петриковская роспись приближена к традициям искусства писанкарства. Центральный образ в петриковских композициях выделялся, что создавало иллюзию, будто рисунок был выгнут наружу, и это усиливало восприятие композиции как округлой формы - по форме яйца.

Как писанка, так и роспись на бумаге указывает на зарождение жизни, цветения, цикличность развития и жизненного круговорота. Роспись этого направления искусства, подобно настенной росписи, активно прославляет жизнь во всех ее видах и проявлениях. Букет, вазон, куст - все это символизирует древо жизни. В петриковской росписи есть свои особенности: например, расположение центрального элемента - цветка, плода или ягоды - осуществляется таким образом, чтобы изображение и ракурс получилось привлекательным, со многими деталями и подробностями, самые выразительные из них особо подчеркиваются.

Цветок обычно повернет своей головкой к зрителю, может рисоваться полупрофильно с наклоном к переднему краю, возможным было изображение в полный профиль. Характерными особенностями в петриковском рисунке являются также листочки, развернутые к зрителю, четкое и внятное очерчивание контуров разноцветными чертами и линиями - это делает более заметными на белом фоне мельчайшие детали. Краски для росписи берутся густые, очень хорошо отличается каждый мазок, он виден отдельно от соседнего. В росписи все выражено через форму, цвет, линию. Элементы не накладываются один на один, существуют отдельно и не мешают друг другу, листок не скрывает цветок или стебель и тому подобное. Это является отражением особенностей народного быта, в котором нет лишних деталей, нагромождения вещей и хаоса.

И по сей день развиваются традиции народной росписи и народного рисунка. Мастерицы села Петриковка известны всему миру своими талантливыми росписями и композициями. Существует термин «наивная живопись» - и его представители, Мария Примаченко, Екатерина Билокур и многие другие народные мастерицы-художницы нынче признаны во всем мировом искусстве.

Петриковка - село-райцентр в часе пути от Днепропетровска и получасе пути от Днепродзержинска. Вроде бы ничем не приметное село известно "петриковской росписью" - самым известным народным художественным промыслом Украины. По сути дела, это украинский аналог Палеха: ведь петриковские орнаменты действительно являются одной из украинских "визитных карточек".

Мне очень захотелось увидеть их своими глазами, а заодно сравнить Петриковку с .
Впечатление - ужасные. А кроме того, в этом посте я позволю себе немного порассуждать о политике сопредельного независимого государства, что, конечно, является верхом бестактности. Но право высказать свое мнение никто не отменял.

По дороге к Петриковке мне бросилось в глаза то, что в украинских селах все еще много хат с соломенными крышами. Увидев такую один раз, я не поверил своим глазам. На второй раз подумал: "встречаются очень редко". Увидев еще некоторое их количество, я бросил считать, и по привычке умилился "ах, какая этнографическая цельность!".

Однако лишь сойдя с маршрутки в Петриковке, я почувствовал что-то отталкивающее. Если Палех на меня сразу, с первых секунд, произвел расслабляюще впечатление "города художников", Петриковка оказалась обычным райцентром, и ничего в ее облике не напоминало о том, что это центр народной росписи.

Первым впечатлением было - скучно.

Угасший Вечный огонь (видимо, в ходе очередного газового конфликта).

И асфальт, разбитый до щебня. Но это был не щебень, а именно асфальт - просто настолько переломанный и перемолотый,

Как и в Днепропетровске, эти кадры не передают общего депрессивного настроения. Все же белые домики, залитые солнцем, выглядят позитивно. Но гуляя по Петриковке, мне натурально хотелось плакать.

Вскоре я вышел и к Центру петриковской росписи, располагавшемуся в заднии постройки конца 1980-х.

Я зашел внутрь, оказавшись в холле, походил туда-сюда, а потом навстречу мне вышел Андрей Пикуш - директор и основатель этого Центра. Поприветствовал меня, разговорились. Он был очень рад гостю, а тем более гостю из соседней страны. Открыл для меня выставочный зал, и показал образцы петриковской росписи, провел экскурсию и просто рассказал о том, в каком состоянии это искусство сейчас.

Для начала - немного истории. По нынешней историографии, петриковская роспись восходит к глубокой древности. Во всяком случае, она намного древнее, чем сама Петриковка и была популярна у запорожцев еще в Средние века. Это была в первую очередь настенная роспись - орнаментами украшались белые хаты, и в старину каждый мастер стремился превзойти соседей. Чаще всего мастерами петриковской росписи были женщины, а тех, кто владел этим искусством профессионально, называли "чепурушки". Было несколько техник нанесения орнамента (часто рисовали на стене пальцем), и в некотором роде росписи хаты олицетворяли внутренний мир ее хозяев.

Расписывали не только стены хат, но и мебель. Например, вот аутентичный сундук начала 19 века:

Расписывали и посуду, и просто рисовали картины-малёвки - на холсте и даже на бумаге.

Однако петриковской росписи повезло намного меньше, чем палехской или хохломской - она не пережила 1930-х годов. .

Впрочем, в 1936 году сельский учитель Александр Статива в своей школе организовал преподавание росписи, для чего разыскал последнюю чепурушку Татьяну Пата. Но хотя петриковская роспись избежала полного упадка, на полвека процесс ее развития остановился, петриковская роспись стала не более чем разновидностью сувенира, и изделия писали на фабриках по утвержденным в Киеве эскизам. С петриковским орнаментом выпускались даже салфетки и одноразовая посуда. Но как искусство, как народное ремесло петриковская роспись переживала глубокий кризис.

В 1991 году ситуация могла поменять, но помешал экономический коллапс.

Впрочем, пускай в Центре нет отопления, а в стране - спроса на работы мастеров, художники остались. В Петриковке официально зарегистрировано 40 художников (примерно как в Холуе, где я был недавно следом за Палехом).

И все же, хотя сейчас роспись еще жива, положение ее удручающее. Центр Народного Искусства выглядит среди окружающей местности как крепость, и борется за выживание, по словам Андрея Андреевича, в основном на энтузиазме.

Сам Андрей Андреевич Пикуш:

Потом я поднялся на второй этаж, осмотрел мастерские, побеседовал с чепурушками. Несмотря на все трудности, мастерские продолжают работать, пишутся отдельные произведения - жизнь продолжается.

А вот и сама чепурушка, расписывающая тарелку:

Из Центра я вышел со смешанными чувствами, и отправился дальше гулять по самой Петриковке. Последняя представляла собой обычной украинское село - большое, белое, утопающее в зелени.

И с одной стороны тут красиво и солнечно, а с другой - нищета удручает. В России таких сел тоже много - но все же в Нечерноземье. А черноземное село с 3-тысячным населением в таком состоянии мне в России видеть не доводилось, будь то станицы Кубани или села Черноземья.
О том, чтобы сравнивать Петриковку с Палехом и другими "городами художников" я к этому моменту уже и забыл. Даже , который казался верхом безысходности, выглядел благополучнее.

Однако нищета имеет один плюс, если смотреть на нее извне - это этнографическая цельность. Как я уже писал в начале поста, в украинских селах все еще очень много традиционных народных хат, построенных из сырцового кирпича на конском навозе и крытых соломой. Их я фотографировал прицельно - конечно же, в Петриковке много и более приличных домиков.

Начало века... Вот только какого?

Враги сожгли родную хату...

Что тут было: Смута 1990-х, наступление вермахта, подавление бунта в 1932-м, бесчинства Махно и его анархистов, разгром Запорожской Сечи, наберг крымских татар, русско-польская война...

А здесь, видимо, владелец попался принципиальный и живет под соломенной крышей, хотя мог бы покрыть ее чем-нибудь более актуальным:

Не считая нескольких улиц, вся Петриковка - это конгломерат дворов с узкими проходами между изгородей. К большинству хат невозможно подъехать на автомобиле, да и самого автомобиля нет тоже...

А петриковских росписей, как и предупреждал меня Андрей Пикуш, я тут действительно не нашел. Вот - самое близкое к ним (хата ода из самых зажиточных):

Живут, видимо, в основном полунатуральным хозяйством. Магазинов в селе очень мало даже по сельским меркам, зато есть большой базар. Село богато различной флорой и фауной.

Причем особенно меня впечатлили местные индюки, окруженные восторженными индюшками:

Ну а теперь, как и обещал, несколько мыслей, которые у меня возникли в ходе созерцания Петриковки.

Народные промыслы, как и любая форма наследия, нуждаются в поддержке извне - от государства, спонсоров и т.д. Палех или Гусь-Хрустальный подают признаки жизни во многом от того, что эти промыслы раскручены, на них есть спрос, и многие люди при наличии денег готовы украсить свой дом палехской шкатулкой или гусевским хрусталем. Большая часть российских центров народных промыслов хорошо известна, туда проводят экскурсии турфирмы, осуществляются выездные выставки. На Украине совсем не так мало людей с деньгами, как кажется - достаточно вспомнить небоскребы Днепропетровска.

Петриковка тоже нуждается в помощи от государства. У государства денег нет? А на Конотопскую битву - есть? На памятники Голодомору в каждом городе - есть? На героизацию Карла Двенадцатого - тоже есть? В Украине (сознательно сейчас пишу "в") есть политический курс на поиск "национальной идентичности". И казалось бы, вкладывать деньги в петриковскую роспись, наладить должный ее пиар, сделать соответствующие заказы чепурушкам - это прекрасная возможность подчернкуть свою идентичность. Но "оранжистам" почему-то надо вбухивать средства в антироссийские культпроекты.

Это попросту тупиковый путь. Да, мы уже поняли, что Украина - не Россия. Но не лучше ли было бы доказывать, что Украина - это Украина, без всяких там "северных соседей"?


Украинская хата

Украинская хата имела некоторые отличия от русской избы. Она представляла собой жилище, которое именовалось хатой и имела надворные постройки, хозяйственного назначения.


Интерьер украинской хаты



Описание украинской хаты 19 века

Снаружи хаты обмазывались глиной. В середине XIX века украинские хаты поверх глины белились побелкой. Свидетельства того, что украинцы обмазывают все надворные постройки, и снаружи и изнутри, желтой и красной глиной, а затем белят по ней, оставили русские люди из Самарской губернии, в которой проживало множество поселенцев из Украины.


Интерьер украинской хаты


В русских домах глину не часто использовали для замазывания пазов бревен. Те же свидетели из – под Самары рассказывают, у украинцев трубы от печи отводятся в бок, к сенной стене. Их трубы дым выходит прямо в сени. Отверстие в трубе затыкается снаружи, в целях удержания тепла. Раз в неделю хохлушки вымазывают печь изнутри. Дома покрыты или соломой на глине, или одной соломой. Дома стоят тесно друг к другу и к надворным постройкам внутри усадьбы. Дома часто отапливаются кизяком, из – за недостатка дров.


Внутри хаты

– выглаженный земляной пол, небольшая печка по типу голландской. Часто печка примыкала к русской печи. Печь непременно белили мелом и расывали национальным узором. В центре хаты – стол под белой скатертью и деревянные скамейки. Передний угол обит обоями и украшен божницей. Иконы на ней в цветах. Стены украшены картинами с изображением государя, царской семьи, национальных героев. Обязательная принадлежность – зеркало, украшенное длинным вышитым рушником и сундук – скрыня. Концами в стены упирается шест, на котором висит одежда. Кроватью служат нары, приделанные к глухой стене дома.


Традиции украинцев

В традициях украинцев – хранение рушников, подаренных матерью. Вышитый рушник – одна из характерных черт быта этого народа. Как правило, рушник, это тканое или браное полотенце, используемое для украшения «божницы». Обычно рушник для этих целей выполняется с орнаментальной вышивкой двуглавыми орлами. В основном же рушники изображением своим свидетельствуют об этнической принадлежности к малороссам, и главным свидетельством является орнаментальный сюжет в вышивке. Это розетка, красная роза и черный лопух.